ТЕСТЫ ПОМОГАЮТ УЧИТЬСЯ ЛУЧШЕ
Мэри Пик (Mary Pyc), научный сотрудник университета им. Вашингтона (Washington University), Сент-Луис, США, в своем новом исследовании утверждает, что мозг лучше усваивает информацию во время прохождения тестов, чем во время изучения материала. Об этом сообщает Live Science.
Хотя многие люди считают, что тесты – это всего лишь путь для оценки знаний студентов, исследование показывает, что извлечение информации из памяти действительно помогает более быстрому ее запоминанию. Однако механизмы этого явления еще не известны. В своей работе Пик и Кэтрин Роусон, соавтор исследования из университета Кента (Kent State University), США, исследовали части информации, именуемые медиаторами. Медиаторы представляют собой концепты, идеи или фразы, которые связывают одну единицу информации с другой. Идея, которую просто запомнить и привязать к нужной информации, является хорошим медиатором.
В ходе исследования Пик и Роусон просили 118 носителей английского языка выучить 48 слов из языка суахили. В данном случае медиаторами выступали английские слова, которые помогли бы привести студента от слова на суахили к его английскому переводу. Так например тот, кто пытается выучить слово wingu («облако»), может использовать слово wing («крыло») в качестве медиатора. Если человек вспомнит про крыло, то он представит себе птиц, парящих в небе, что и приведет его к облаку.
Одна часть группы проходила тесты, затем повторяла материал и снова проходила тестирование. Вторая – просто учила и повторяла. Через неделю обе группы ждал последний тест. В некоторых заданиях просто требовалось дать английский перевод слова из суахили. В других помимо этого давался еще и медиатор, который они могли бы использовать при запоминании слова. Также были задания, где требовалось не только привести перевод, но и написать рекомендованный медиатор.
В итоге, группа, проходившая несколько тестирований, показала результаты в три раз лучше, чем та, которая занималась просто изучением материала. Также выяснилось, в каких случаях первая группа вспоминала рекомендованные медиаторы, и в каких случаях это помогало им запомнить слово. Те люди, которые вспоминали не только слово, но и медиатор набрали в среднем 51% в первой группе и 34% во второй.
«Тестирование определило медиаторы, которые просто запомнить и легко связать с искомой информацией. Также выяснилось, что запоминание медиаторов при первом тестировании помогает лучше запомнить материал»,– рассказала о результатах исследования Пик.
Однако тестирование имеет и обратную сторону. Так, в июне 2008 года Комитет по стандартам в сфере образования (Ofsted) подготовил доклад о том, что английские школьники не получают хорошего образования из-за того, что школы не учат, а готовят учеников к тестам. Об этом активно дискутируют участники системы образования Великобритании. В последний год начальной школы ученики решают мало задач по математике, демонстрируют пробелы в знании истории и географии, тесты по которым не проводятся, а также проявляют недостаточное умение говорить и слушать, поскольку преподаватели готовят их к письменным тестам.
А исследователи из Стокгольмского университета (Stockholm University), Швеция, под руководством Горана Содерлунда (Göran Söderlund), проведя эксперимент в норвежской средней школе, выяснили, что детям легче учиться при шуме. Эксперименты показали, что белый шум может помочь невнимательным детям учиться.
|