НА ПОРОГЕ БИОКАТАСТРОФЫ
Биосфера Земли стоит на пороге нового массового вымирания, утверждает Discovery. Если человечество не одумается, катастрофа может разразиться, по геологическим меркам, совсем скоро – в срок от 3 до 22 ближайших столетий.
Палеобиологи из Калифорнийского университета в Беркли, США, пришли к такому выводу, сравнив доисторические и сегодняшние темпы вымирания млекопитающих. Оказалось, что до того, как человечество примерно 500 лет назад начало активно осваивать и изменять разные экосистемы Земли, в среднем за миллион лет с поверхности планеты исчезало всего два вида зверей. Зато с начала человеческой экспансии вымерло уже как минимум 80 из известных 5 570. Похожая ситуация наблюдается в остальных группах животных и растений. Причины хорошо известны: это браконьерство, разрушение мест обитания и загрязнение окружающей среды. Ситуация покажется ещё безрадостней, если вспомнить, что существование ещё большего количества видов сегодня висит буквально на волоске, о чём свидетельствует все разрастающийся объем Красной книги.
Если процесс и дальше пойдёт такими темпами, в ближайшие 300 – 2 200 лет биосферу Земли может охватить очередное, шестое по счёту массовое вымирание видов. Предыдущие пять происходили без участия человека; последнее, мел-палеогеновое, разразилось 65,5 млн лет назад и уничтожило шестую часть всех видов, включая динозавров. Относительно его причин учёные ломают голову до сих пор, склоняясь в последнее время к гипотезе о многочисленных извержениях вулканов.
Последствия нового массового вымирания будут не менее, а то и более страшными. «Восстановление биологического разнообразия займёт срок, несоизмеримый с человеческой жизнью или какими-либо событиями человеческой истории», – говорит Энтони Барноски (Anthony Barnosky), один из авторов исследования. Фактически это означает, что нам придётся жить на разорённой планете вечно – если она вообще будет пригодна для жизни.
Усомниться в этом заставляет статья, опубликованная недавно в Американском ботаническом журнале (American Journal of Botany). В нём учёные из университета Мичиган на основе статистических данных показывают, что в 37% случаев разнообразный состав растений (как водных, так и наземных) даёт больше биомассы, чем самые продуктивные монокультуры. Если учесть, что флора представляет собой фундамент жизни на Земле, становится ясно: оскудение её видового состава грозит катастрофическим голодом как животным, так и человеку.
Не будем впадать в окончательный пессимизм: оба исследовательских коллектива сходятся на том, что ещё не всё потеряно. Меры по охране природы и восстановлению популяций вымирающих животных и растений способны предотвратить катастрофу. Но очевидно, что действовать нужно уже сейчас.
Просмотров: 693 | Добавил: shakhibbeker | Рейтинг: 0.0/0