Пространство
«рефлексии и программирования» В пространстве "рефлексии и программирования” функционируют
такие структурные единицы, как общий сбор,
коллектив разбивается на постоянные
отряды детей (ПО) и учительские
кооперации взрослых (УК), совет
командиров (СК). Здесь разворачиваются процессы коммуникации, рефлексии,
самопознания, программирования, планирования и т.п. а) Предназначение постоянного отряда – быть местом осознания, выделения и, насколько
это возможно, решения личных проблем каждого члена отряда. Количество людей в
таком отряде – не более 10. Формировать
постоянные отряды можно по-разному, например, живут на одной улице, совпадают
интересы, есть взаимные симпатии. В постоянном отряде анализируется выполнение
школьниками учебного плана, выявляются личные проблемы в обучении,
устанавливаются их причины, предлагаются действия по их устранению, обсуждаются
нормы жизнедеятельности в учебной группе, вопросы сотрудничества (кому сегодня
помог, с кем сотрудничество было полезно, кто из ребят мешал), осознаются и
оформляются образовательные потребности и задачи каждого ребенка. Ещё одна функция постоянного отряда – это
организация досуга, подготовка различных мероприятий, дежурство в школе.
Дежурство здесь понимается в широком смысле. Это и обеспечение порядка, условий
учебной работы, и управление внешними и внутренними делами разновозрастного
коллектива. Постоянный отряд может быть дежурным как в учебной деятельности,
так и в досуговой. Дежурный отряд не освобождается ни от учёбы, ни от других
дел всего коллектива. Постоянный отряд создается для того, чтобы
каждый человек был в центре внимания, чтобы никто не был забыт. Если бы была
возможность выносить все проблемы каждого на общий сбор, то необходимость в
постоянном отряде отпала бы. Если нет постоянных отрядов, то судьба каждого
зависит от памяти и других качеств педагогов. Постоянные отряды собираются не реже одного
раза в неделю. Для формирования рефлексивных, коммуникативных, аналитических
навыков учащихся важно участие педагогов в работе постоянного отряда. б) Отряд выбирает своего командира на
некоторый срок. Командир постоянного отряда организует коммуникацию в отряде,
выполнение принятых в отряде решений. Командир фиксирует вопросы и пожелания
каждого ученика и выносит их на совет командиров. На совете командиров он
представляет весь отряд. Не тех, кого любит, а всех! Потом в постоянном отряде
его командир рассказывает о том, что произошло на совете командиров. Он не
имеет никаких привилегий. в) Командиры постоянных отрядов и дежурный учитель образуют ядро совета
командиров. В его работе могут
участвовать другие ребята, кураторы, учителя, родители. Периодичность
собраний совета командиров примерно такая же, что постоянных отрядов. Заседания
совета ведет дежурный учитель или командир дежурного постоянного отряда. На совете аккумулируется и обсуждается всё, что
произошло в сводных отрядах и школе, учитывается, какие у кого есть проблемы и
трудности, потребности и заявки, и кое-что планируется на дальнейший период. Совет
командиров полномочен рассматривать поведение отдельных членов коллектива. Здесь
нет формальной работы типа «совет решил, командир должен принести решение в
постоянный отряд». Таким образом, совет командиров несёт ответственность за
нормальную работу и жизнь учебного коллектива. Совет командиров регулярно отчитывается на
общем сборе. Если в школе имеются несколько разновозрастных
учебных коллективов, то целесообразно вводить позицию старосты, а его функции
рассматривать как обязанности, обеспечивающие связь с другими коллективами и
администрацией школы. г) Высший рефлексивный, программирующий,
размышляющий орган – общий сбор. На общих сборах обсуждаются и
вырабатываются общие нормы, правила, формируются общие представления,
обозначаются задачи на большие этапы предстоящей деятельности. Общий сбор
проходит несколько раз в год. д) Во время рефлексии и проектирования учительская
кооперация представляет собой целостное объединение. Её предназначение
– анализировать и корректировать ситуацию в разновозрастной учебной группе,
рефлексировать собственные действия, планировать предстоящий день, неделю,
месяц или даже год. Такую работу кооперация осуществляет не реже одного раза в
неделю. На своих заседаниях учительская кооперация
обсуждает: – общее расписание работы разновозрастной
группы: график изучаемых предметов в погружении и без него; режим погружения
(количество часов); время и место занятий по предметам, не входящих в погружение; – распределение позиций между учителями, график
их работы; – содержание обучения, в том числе межпредметные
связи; вопросы формирования надпредметных умений и навыков; – способы учебной работы и контроля,
включая требования и примерный план самостоятельной работы и деятельности временных
объединений учащихся; – вопросы разработки или
коррекции дидактического материала; – особенности работы по методикам
коллективных занятий; нормы жизни коллектива и др. – индивидуальные планы
деятельности школьников на занятиях. Результаты рефлексии и планирования отражаются в
табло планирования деятельности учеников и учителей на предстоящий день, неделю
или другой срок, в табло формирования надпредметных умений.[1] Результаты работы постоянных отрядов, совета
командиров, общих сборов являются материалом для обсуждения в учительской
кооперации и используются для планирования учебно-воспитательного процесса.
Учительская кооперация должна учесть общие представления и определить, что
делать дальше. Если пожелания, трудности ребенка повлияли на организацию
учебного процесса, это значит, уже состоялся один из актов самоуправления. Заметим, что учительская кооперация не
охватывает все аспекты руководства и управления в школе в целом, являясь
структурной единицей лишь учебно-воспитательного коллектива, которых в школе
может быть несколько. Но даже если образовательное учреждение насчитывает всего
пару десятков учащихся, то учительская кооперация не отменяет другие организованности
внутришкольного управления, такие как совещание учителей, административная
планёрка, педагогический совет или управленческий семинар, впервые зародившийся
в КСОдвижении[2]. Каждая
из них занимает своё место в организационной структуре управления школой. ●●●●● Изложенное позволяет к выделенным Ю.П.
Платоновым характеристикам совместной (коллективной) деятельности[3]
отнести ещё две. Во-первых, мы особое значение придаём процессу и качеству
коммуникации между участниками совместной деятельности, особенно в сфере
образования.[4] В
совместной деятельности должны быть процедуры, обеспечивающие понимание
участниками друг друга в коммуникации. Во-вторых, как точно подчёркивает Э.С.
Маркарян: «Коллективные субъекты человеческого действия оказываются возможными
благодаря выработанным программам деятельности. В прямой зависимости от характера
программ и их осуществления находится степень организованности различных коллективных
субъектов человеческого действия, т.е. координация действия людей».[5] Пространство учебного,
производственного и клубного процессов (коллективных дел) Подчеркнём, что именно благодаря пространству
коллективных дел (тех дел, ради которых предназначен разновозрастный учебный
коллектив) приобретает смысл каждый элемент пространства «рефлексии и
программирования», т.е. становится необходимым и возможным самоуправление. В пространстве учебного, производственного и
клубного процессов живут временные кооперации участников занятия (сводные
отряды на схеме обозначены символом «СО»), «пульт управления» (ПУ), дежурный учитель
(ДУ). а) Сводные отряды создаются для
выполнения конкретной задачи (учебной, производственной или клубной). После
чего они распадаются. Однако сводный отряд может продолжать действовать даже,
если отдельные учащиеся, закончив свою работу в его рамках, выходят из его
состава. Отделившийся учащийся переходит в другой сводный отряд, который либо
уже существует, либо только формируется – и выполняет новую работу. Стало быть,
постоянного состава учащихся в сводных отрядах нет. Сводные группы различаются по качественному
составу, по количеству, по способу и по форме работы, по изучаемым темам, по
предназначению, по задачам (выполняют различные дидактические задачи: изучают,
повторяют, обсуждают...). Например, в одном отряде повторяют действия с
натуральными числами по методике взаимопроверки индивидуальных заданий, а в это
время в другом отряде изучают действия с десятичными дробями по методике
взаимообмена заданиями[6], в третьем
слушают лекцию по теме «Шкалы». Или же части отрядов могут изучать одну и ту же
тему, но по разным методикам, что зависит от индивидуальных особенностей
учеников. На занятиях бывают ситуации, когда для всего
коллектива проводится фронтальная работа. Это тоже является разновидностью
сводного отряда. Всё это позволяет использовать всё богатство
позитивного опыта, наработанного педагогической теорией и практикой либо
применительно ко всему коллективу одновременно, либо некоторым сводных отрядов,
либо отдельным учащихся. Организует, руководит и управляет делом
конкретного сводного отряда командир
сводного отряда. Он тоже временный человек, назначаемый пультом управления
(обычно, когда коллектив находится в стадии своего формирования) или выбираемый
членами сводного отряда. В зависимости от задач, стоящих перед сводным отрядом,
он выполняет разные функции: координирует работу сводного отряда, учитывает
прохождение материала в отряде, отвечает за сохранность дидактического
материала, решает вопросы с помещением, организует необходимый контроль за
выполнением работы и т.д. Когда завершается работа сводного отряда, его
командир отчитывается перед пультом управления. Каждый ученик должен регулярно
осуществлять эти функции. Итак, в пространстве «коллективных дел» ученики
включаются в организацию и управление образовательным процессом в качестве
командиров сводных отрядов. б) Пульт управления – это специальная
структура, которая занимается вопросами организации, координации и оперативного
управления учебными делами. Для этого выделяются специальное место и люди,
выполняющие управленческие функции. Пульт управления координирует деятельность
всех участников занятия (и учителей, и учеников), определяет либо помогает
определить им конкретный вид деятельности в тот или иной момент времени.
Осуществлять работу пульта управления может один учитель или группа учителей,
ученик или группа учеников, группа учителей и учеников. Некоторые ученики могут
помогать на пульте управления вести учет, направлять учащихся на разные виды
работ в соответствии с планом и т.д. Учащиеся, привлекаемые к работе пульта
управления, приобретают навыки организации и управления учебным процессом. Работа пульта управления строится на основе
плана, предварительно составленного учительской кооперацией или же
сформированного в результате специальной процедуры коллективного планирования
всех участников занятий. В плане указано содержание, объём, способ работы,
место, последовательность, со-бытийная ситуация деятельности каждого участника.
Обычно первый шаг занятия сообщается либо на утренней линейке, либо указывается
в расписании, либо в индивидуальной «маршрутке». В ходе занятий пульт
управления оперативно корректирует план работы учебной группы. Для этого пульту управления необходимы
некоторые средства: табло планирования и учета, дидактический материал,
необходимые учебники и справочники, видео- и аудиоматериалы. в) В
ходе учебно-воспитательного процесса учительская кооперация как бы «рассеивается».
Каждый педагог действует согласно договоренностям, и здесь одной из главных является
позиция дежурного учителя. Он выполняет
ведущую роль на пульте управления. Тогда другие члены кооперации
(учителя-предметники и ассистенты) в ходе учебного процесса освобождаются от
организационно-управленческих задач и в основном заняты обучением, консультированием,
проверкой и формированием предметных и надпредметных знаний и умений. Зная
предстоящую деятельность каждого участника учебного процесса, понимая логику
запланированного, сложившейся ситуации, дежурный учитель удерживает целостность
разновозрастной учебной группы. Функции дежурного учителя: – формирование временных коопераций
учащихся; постановка задач учителям, командирам сводных отрядов; – обеспечение перехода учеников с одного
вида работы на другой, из одного сводного отряда в другой; – отслеживание ситуации в разновозрастной
учебной группе; – отслеживание времени работы учащихся и
учителей. Кто из учителей выделяется в качестве
дежурного? На практике бывает по-разному. Например, если в течение дня учебная
группа погружается некоторые предметы, то целесообразно, чтобы дежурным учителем
был специалист по другому предмету. Разные табло учета, которыми пользуется
дежурный учитель, содержат информацию о состоянии учебной группы: что каждый
ученик знает, что ему предстоит изучить, чем он занимается в данный момент. Каждый
раз, когда учитель или ученик приходит на пульт управления, дежурный учитель
или его помощник-ученик смотрит в табло учёта и планирования, оценивает создавшуюся
ситуацию, думает, что целесообразно сделать. Заключение Таким образом, использование структуры
самоуправления, созданной А.С. Макаренко, позволяет организовать жизнь и работу
учебных коллективов с разновозрастным составом. Посредством специальных
структурных единиц учительско-ученического самоуправления все педагоги и
учащиеся в тех или иных формах включены в анализ, рефлексию, проектирование и
организацию учебно-воспитательного процесса. Тем самым реализуется ведущий принцип
коллективных учебных занятий: «Всё, что ни делается в учебной группе, делается
для каждого (для всех) и через каждого (через всех)». Обеспечивается органичное
сочетание ситуаций взаимодействия в учебном коллективе: одновозрастных и
разновозрастных, относительно постоянных и быстро меняющихся. Принципиально важно отметить, что деятельность,
ради чего самоуправление затевается, не придумывается, она уже есть, только в
классно-урочной системе обучения она управляется учителями, а на коллективных
учебных занятиях – всеми. Самоуправление – это и средство организации
коллективных учебных занятий, и цель образования. Эта тема особенно актуальна,
так как и на практике, и в теории остаётся открытой проблема обучения навыкам
самоуправления и передачи управленческих и организационных функций учащимся. А
практика коллективных учебных занятий позволяет вопрос самоуправления поставить
как особую цель образования. Понятно, что схема управления коллективными
занятиями усложняется. Однако дело не в каких-то особых качествах педагогов,
являющихся божьим даром, а в переходе от индивидуальной деятельности учителя к
разным групповым субъектам, благодаря которым принципиально меняется прежде
всего сама деятельность педагогов и в которых выращиваются необходимые качества
управленцев. Иными словами – «мощность» субъекта должна соответствовать размеру
предстоящей деятельности; то, что не удаётся одному, под силу организованной
группе. Все структурные элементы
учительско-ученического самоуправления нужны для того, чтобы в условиях
массового обучения в максимальной степени индивидуализировались цели обучения. При
этом каждый из этих элементов решает свою задачу. Не стоит пытаться «универсализировать»
какую-либо структуру, стараться за счет неё решить все вопросы. Непонимание
места, роли какой-либо структуры самоуправления вносит дисбаланс в деятельность
коллектива, создает дополнительные трудности. В условиях организации коллективных занятий в
масштабе отдельных классов описанная схема самоуправления объективно может быть
реализована в усеченном варианте. Выражаем благодарность С.М. Катыщук,
руководителю центра образования управленческих кадров Красноярского ИПК
работников образования, высказавшей ценные замечания при подготовке данной
статьи. [1] Лебединцев
В.Б. Методика проектирования учебных занятий в разновозрастном коллективе //
Школьные технологии. 2008. № 2. С. 99-108. [2] [3] Учёный выделяет следующие отличительные характеристики совместной деятельности: – пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность личного (непосредственного) контакта; – наличие общей цели, отвечающей интересам всех и способствующей реализации потребностей каждого из включенных в неё индивидов; – наличие органов организации и руководства (включая планирование, контроль, коррекцию, координацию общих и частных действий); – разделение единого процесса совместной деятельности между участниками. [4] [5] Маркарян Э.С. Вопросы системного рассмотрения культуры и человеческой деятельности // Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. М. : Наука, 1972. С. 194. [6] Мкртчян М.А. Общие методики организации работы в сводных отрядах : метод. пособие. Красноярск, 2005. Режим доступа в интернете: www.kco-kras.ru; www.pedlib.ru | |
| |
Просмотров: 1637 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 0 | |