Структура
самоуправления по А.С. Макаренко Одним из перспективных, как нам кажется,
вариантом организации самоуправления является структура самоуправления,
разработанная А.С. Макаренко и применяемая им в разновозрастных производственных
коллективах. Эта структура имеет следующие элементы: сводный отряд, постоянный
отряд, совет командиров, общее собрание. Важно отметить, что данная структура не просто
явилась результатом практических поисков выдающегося педагога, но и была им
глубоко теоретически обоснована. Обратимся к «Педагогической поэме». Глава
«Командирская педагогика». По признанию Антона Семёновича "рождение” сводных
отрядов «было самым важным изобретением
нашего коллектива за все тринадцать лет нашей истории. Только оно позволило
нашим отрядам слиться в настоящий, крепкий и единый коллектив, в котором была
рабочая и организационная дифференциация, демократия общего собрания, приказ и
подчинение товарища товарищу, но в котором не образовалось аристократии –
командной касты». «Сводный
отряд – это временный отряд, составляющийся не больше как на неделю, получающий
короткое определенное задание…». А.С.
Макаренко подчёркивал, что сводные отряды не были игрой, не придумались ради
самих себя, они рождены были самой жизнью: разнообразием
разных типов работы, выполняемой колонистами, и её длительностью. (Заметим, что
применительно к обучению унифицированность содержания, темпа, методов и средств
учебной работы, т.е. общий фронт, не нуждается в сводных отрядах.) Командиры
сводных отрядов назначались советом командиров. Данная управленческая позиция
была сменной: «Совет командиров всегда
старался проводить через нагрузку комсводотряда всех колонистов, кроме самых
неудачных. ... Благодаря такой системе большинство колонистов участвовало не
только в рабочей функции, но и в функции организаторской». При
этом было весьма правильно отдано предпочтение сменности и временности командиров
отрядов перед их выборностью: «Настоящая
выборность командиров, их отчётность была достигнута нескоро, но я эту
выборность никогда не считал и теперь не считаю достижением». Таким образом, «система
сводных отрядов делала жизнь в колонии очень напряженной и полной интереса,
чередования рабочих и организационных функций, упражнений в командовании и в
подчинении, движений коллективных и личных». Как видим, структура самоуправления,
разработанная А.С. Макаренко[1],
демонстрирует обоснованное социальной психологией положение о том, что
коллективу присущи высшие формы кооперации его участников. Совместная деятельность
в качестве своей развитой формы является коллективной.[2]
Очевидно, что самоуправление становится возможным и необходимым в условиях
коллективной деятельности. К сожалению, данная фундаментальная находка
Антона Семёновича осталась недооценённой отечественной педагогикой и почти не
реализованной в массовой практике образования, а тем более в
учебно-воспитательном процессе. Выдающееся изобретение А.С. Макаренко, как
гармонизировать индивидуальное и коллективное, как организовать жизнь
коллектива, чтобы каждый человек был включён в управление собственной
деятельностью и деятельностью других, взяло на вооружение КСОдвижение. В 1984 году М.А. Мкртчян предпринял удачную
попытку использовать данную структуру самоуправления при организации
коллективных учебных занятий на физическом факультете Красноярского
государственного университета. Далее этот опыт получил распространение во
многих школ России и зарубежья[3].
Благодаря ряду организационно-деятельностных игр, проведённых на данную тему, а
также практике создания разновозрастных учебных коллективов идеи
учительско-ученического самоуправления получили дальнейшее развитие. На схеме учительско-ученического самоуправления
в образовательном процессе разделяются пространства "учебного,
производственного и клубного процессов” ("коллективных действий, дел”) и
"рефлексии и программирования”. Рассмотрим один из воплощенных на практике
вариантов данной схемы. [1] Принципы, назначение структурных единиц самоуправления, их
формирование подробно описаны Антоном Семёновичем в его работах «Кое-что о
самоуправлении», «Методика организации воспитательного процесса» (т.1
восьмитомного собрания сочинений), «Операционный план педагогической работы трудовой
коммуны им. Ф.Э. Дзержинского», «"Конституции" трудовой коммуны им.
Ф.Э. Дзержинского» (т.8). [2] Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности (теоретико-методологический аспект). Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. С. 5-13. [3] В частности, интересный опыт получен КСОшниками Казахстана
под руководством Н.П. Серёменко. Режим доступа в интернете: www.pkso.narod.ru | |
| |
Просмотров: 1257 | Комментарии: 5 | |
Всего комментариев: 0 | |