О сущности
самоуправления Любая социальная система является самоуправляемой. Это одна из её
характеристик. Однако не в каждой социальной системе есть процессы и места для
проявления данной характеристики, т.е. имеется самоуправление. Раскрыть сущность самоуправления в
образовательном процессе позволяет обращение к системно-мыследеятельностному
подходу (Г.П. Щедровицкий, Ю.В. Громыко и др.). Если традиционно управленческая
деятельность рассматривается весьма широко, к ней относится всё то, что обеспечивает сохранение структуры организованных
систем, поддержание режима их деятельности, исполнение их программы,
цели, то в СМД-подходе под управлением понимается только особая деятельность в
слое мышления – работа с представлениями, на основании которых будет
осуществляется деятельность. Она включает в себя целеполагание, построение
программ и их реализацию, рефлексию деятельности (и управленческой, и той, ради
которой управленческая деятельность осуществляется) и оценку полученного
результата. Второе отличие: данная деятельность требует не властных полномочий
(т.к. она не связана с «командованием»), а выхода в управленческую позицию, поэтому любой,
кто её занимает, осуществляет управленческую деятельность.[1]
Например, директор школы может выполнять властные полномочия, но не заниматься
управлением; напротив, рядовой учитель, желая продвинуть какие-либо идеи и
формируя для этого соответствующее мнение педагогов, школьников и родителей,
занимает явную управленческую позицию. Оптимальным является сочетание властных
полномочий и управленческой позиции. Следовательно, применительно к образовательному
процессу самоуправление подразумевает включение в управление делами
учебно-воспитательного объединения всех: каждого педагога и каждого учащегося.
Это значит, что каждый его член в
какой-либо форме и на каком-либо уровне участвует в обсуждении и рефлексии
происходящего в коллективе, совместно с другими принимает решения, план
действий и их выполняет. В разновозрастном учебном коллективе появляется
возможность решить один из ключевых вопросов педагогики: субъект учебного процесса не может не выполнять в нём
управленческих функций! Необходимость самоуправления на коллективных
учебных занятиях обусловлена, во-первых, тем, что индивидуализация учебных
маршрутов требует от учащихся осуществления планирующей деятельности
относительно собственного образования, а это уже управление. Во-вторых,
возможность реализовать индивидуальные маршруты появляется только лишь
благодаря организации множества ситуаций, в которых учащиеся действуют
индивидуально, в парах с учителями и учениками, а также в группах, что требует
от учащихся в ходе планирования и выполнения своего образовательного маршрута
проявления управленческих умений. Это означает, что, с одной стороны, педагогам
и учащимся постоянно требуется формировать общие представления о содержании и
организации занятий, вырабатывать какие-то нормы и правила. С другой,
согласовывать друг с другом действия и договоренности, пытаться их соблюдать. С
третьей, осуществлять управленческие, организационные воздействия по отношению
к себе и другим, отвечать за организацию и выполнение какого-то фрагмента
общего дела. Важно, что это не игра в «дни самоуправления»,
проведение мероприятий с целью проявления активности школьников («чем бы
занять?»), которая чаще всего не касается учебного процесса. В разновозрастном
учебном коллективе появляется возможность решить один из ключевых вопросов
педагогики: субъект учебного процесса
не может не выполнять в нём управленческих, организаторских функций! Очевидно, что в такой многоплановой со-бытийной
ситуации должны быть упорядочены управленческие выходы участников
учебно-воспитательного процесса. Для этого создаются специальные структурные
единицы учительско-ученического самоуправления, учащимся приходится занимать и
регулярно менять разные управленческие позиции и властные полномочия. | |
| |
Просмотров: 1034 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |