УЧИТЕЛЬСКО-УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ УЧЕБНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ-2

О сущности самоуправления

 

Любая социальная система является самоуправляемой. Это одна из её характеристик. Однако не в каждой социальной системе есть процессы и места для проявления данной характеристики, т.е. имеется самоуправление.

Раскрыть сущность самоуправления в образовательном процессе позволяет обращение к системно-мыследеятельностному подходу (Г.П. Щедровицкий, Ю.В. Громыко и др.). Если традиционно управленческая деятельность рассматривается весьма широко, к ней относится всё то, что обеспечивает сохранение структуры организованных систем, поддержание режима их деятельности, исполнение их программы, цели, то в СМД-подходе под управлением понимается только особая деятельность в слое мышления – работа с представлениями, на основании которых будет осуществляется деятельность. Она включает в себя целеполагание, построение программ и их реализацию, рефлексию деятельности (и управленческой, и той, ради которой управленческая деятельность осуществляется) и оценку полученного результата. Второе отличие: данная деятельность требует не властных полномочий (т.к. она не связана с «командованием»), а выхода в управленческую позицию, поэтому любой, кто её занимает, осуществляет управленческую деятельность.[1] Например, директор школы может выполнять властные полномочия, но не заниматься управлением; напротив, рядовой учитель, желая продвинуть какие-либо идеи и формируя для этого соответствующее мнение педагогов, школьников и родителей, занимает явную управленческую позицию. Оптимальным является сочетание властных полномочий и управленческой позиции.

Следовательно, применительно к образовательному процессу самоуправление подразумевает включение в управление делами учебно-воспитательного объединения всех: каждого педагога и каждого учащегося. Это значит, что каждый его член в какой-либо форме и на каком-либо уровне участвует в обсуждении и рефлексии происходящего в коллективе, совместно с другими принимает решения, план действий и их выполняет. В разновозрастном учебном коллективе появляется возможность решить один из ключевых вопросов педагогики: субъект учебного процесса не может не выполнять в нём управленческих функций!

Необходимость самоуправления на коллективных учебных занятиях обусловлена, во-первых, тем, что индивидуализация учебных маршрутов требует от учащихся осуществления планирующей деятельности относительно собственного образования, а это уже управление. Во-вторых, возможность реализовать индивидуальные маршруты появляется только лишь благодаря организации множества ситуаций, в которых учащиеся действуют индивидуально, в парах с учителями и учениками, а также в группах, что требует от учащихся в ходе планирования и выполнения своего образовательного маршрута проявления управленческих умений. Это означает, что, с одной стороны, педагогам и учащимся постоянно требуется формировать общие представления о содержании и организации занятий, вырабатывать какие-то нормы и правила. С другой, согласовывать друг с другом действия и договоренности, пытаться их соблюдать. С третьей, осуществлять управленческие, организационные воздействия по отношению к себе и другим, отвечать за организацию и выполнение какого-то фрагмента общего дела.

Важно, что это не игра в «дни самоуправления», проведение мероприятий с целью проявления активности школьников («чем бы занять?»), которая чаще всего не касается учебного процесса. В разновозрастном учебном коллективе появляется возможность решить один из ключевых вопросов педагогики: субъект учебного процесса не может не выполнять в нём управленческих, организаторских функций!

Очевидно, что в такой многоплановой со-бытийной ситуации должны быть упорядочены управленческие выходы участников учебно-воспитательного процесса. Для этого создаются специальные структурные единицы учительско-ученического самоуправления, учащимся приходится занимать и регулярно менять разные управленческие позиции и властные полномочия.

 


Категория: Мои статьи | Добавил: shakhibbeker (26/12/2012)
Просмотров: 1034 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: