УЧИТЕЛЬСКО-УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ УЧЕБНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ-1

Специфика коллективных учебных занятий

Всё многообразие учебных занятий мы разделяем на три типа – индивидуальные, групповые и коллективные.[1] Кратко остановимся на специфике коллективных учебных занятий. Они характеризуются тремя основными признаками:

– отсутствует общий фронт, т.е. обучающиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты учебного материала, разными способами и средствами, за разное время;

– разные ученики осваивают общее содержание курса по неодинаковым последовательностям;

– в наличии временные кооперации учащихся как места пересечения маршрутов продвижения обучающихся. Временные кооперации учащихся – это непостоянные по составу группы или отдельные пары для выполнения какой-либо конкретной учебной цели. Когда задание выполнено учащимся, он выходит из её состава и переходит в другую. Часто временную кооперацию, если её состав три человека и больше, называют сводным отрядом. Понятие сводного отряда заимствовано у А.С. Макаренко и перенесено на учебный процесс.

Важно заметить, что на коллективном занятии, как правило, действуют несколько коопераций, отличающихся как осваиваемыми темами, так и формами, методами работы, численностью. В частности, можно наблюдать одновременное присутствие всех четырёх организационных форм обучения: индивидуально-опосредованной; парной; групповой (взаимодействие по типу «один говорит – другие слушают») и коллективной (общение в группе происходит в парах сменного состава).[2]

Нередко в педагогике слово «коллективные» употребляется в традиции, идущей от латинского «collektivus», что означает собирательный, т.е. учитель объединяет учащихся в группу и всех обучает одновременно. В социальной же психологии под «коллективом» подразумевается вполне конкретное образование, обладающие только ему свойственными качествами. В нашем случае термин «коллективные» является производным от понятия «коллектив» и его сущностных признаков как социально-психологического феномена, в основе которого совместная деятельность и сложные формы кооперации. В частности индивидуально-опосредованная работа, активно используемая на коллективных учебных занятиях, принимает коллективный характер, если решает коллективные цели.

Коллективные учебные занятия могут получить своё практическое воплощение на разных уровнях: начиная с эпизодического проведения в отдельных классах[3] и заканчивая систематической организацией в разновозрастных коллективах.[4] Именно в разновозрастных коллективах учительско-ученическое самоуправление реализуется развёрнуто, а на предшествующих уровнях может быть осуществлено частично.

 

Разновозрастный учебный коллектив

Очевидно, было бы ошибкой называть разновозрастной учебной группой несколько классов, находящихся в одном помещении, если учитель работает с каждым из них автономно, по очереди, обучая каждый класс своей программе. Поставь между ними стену – ничего принципиально не изменится.

Разновозрастная учебная группа предполагает прежде всего организационное и содержательное единство её участников. При этом способ её организации существенно зависит от того, какой тип учебных занятий лежит в основе её функционирования: групповые учебные занятия или коллективные. Это обстоятельство позволяет нам различать понятия «разновозрастный класс» и «разновозрастный учебный коллектив».

Разновозрастный класс – это группа учащихся разных лет обучения, осваивающих учебное содержание общим фронтом. Общий фронт в данном классе может быть абсолютным, если все ученики на каждом занятии изучают один и тот же материал, используя одни и те же методы и средства. Однако общий фронт всё равно сохраняется, если при изучении одних и тех же тем разные ученики пользуются отличающимися методами или средствами учебной работы. На занятиях главенствует схема взаимодействия «учитель – разновозрастный класс», т.е. основным способом организации обучения является групповое обучение. Это значит, что в разновозрастном классе дидактические задачи ставятся не в отношении каждого учащегося в отдельности, а являются общими для всего класса как совокупного ученика. Это вынуждает использовать одну последовательность освоения разделов учебной программы и требует сохранения постоянного состава разновозрастного класса как минимум на протяжение учебного года или курса, что делает его закрытым объединением учащихся.

Выделение в учебной программе, кроме компонентов, общих для всех школьников разновозрастного класса, ещё и специфического содержания для каждого года обучения, ситуации не меняет, поскольку взаимодействие «учитель – малая группа (мини-класс)» по существу не отличается от взаимодействия «учитель – разновозрастный класс», оно тоже является разновидностью группового обучения.

Разновозрастный учебный коллектив – это учебная группа открытого типа, в которой обучающиеся осваивают отличающиеся фрагменты содержания образования (объём которого включает несколько лет обучения) по разным последовательностям, за разные промежутки времени, в разных временных кооперациях.[5] Объём и наполнение содержания, освоенного учащимися за учебный год, неодинаково.

Коллективные учебные занятия, проводимые здесь, требуют использования особым образом структурированных программ учебных предметов, охватывающих содержание нескольких лет обучения и не сегментированных на годичные блоки. Такую программу следует рассматривать как систему рамочных ограничений, определяющих широкое поле конструирования разных обучающих последовательностей, учитывающих индивидуальные возможности и особенности каждого школьника.[6]

Всё это позволяют обеспечить полноценный индивидуальный подход и использовать всё богатство межвозрастного учебного взаимодействия, обеспечивать выполнение школьниками большего круга функций, освоение разнообразных позиций, в том числе управленческих.

Существенно иной становится деятельность учителей в разновозрастном учебном коллективе. Вместо автономно работающих педагогов функционирует учительская кооперация. Она как единый организм выполняет обучающие, организационные, управленческие, методические функции, распределив их между собой. (На уроках эти обязанности сосредоточены на одном учителе.) Распределение носит временный характер. Один из вариантов: педагоги занимают три разных взаимодействующих позиции – дежурного учителя, ассистента или учителя-предметника.

Уже само наличие учительской кооперации говорит о том, что коллективным учебным занятиям присущи сложные формы кооперации их участников. Они охватывают не только разные виды учебных взаимодействий между участниками занятий, но и управление ими.

При этом для успешной организации коллективных учебных занятий недостаточно, чтобы только педагоги занимались управленческой деятельностью. Включение каждого участника коллективных учебных занятий в их управление, т.е. организация самоуправления в образовательном процессе, становится не просто ценностью, а насущной необходимостью.



[1] Специфика разных типов учебных занятий (индивидуальных, групповых и коллективных) раскрыта в статье: Лебединцев В.Б. Коллективные учебные занятия как тип учебного процесса // Школьные технологии. 2007. № 2. С. 56-67.

Литвинская И.Г. Коллективные учебные занятия: принципы, фазы, технология // Экспресс-опыт : приложение к журналу «Директор школы». 2000. № 1. С. 21-26.

[2] Обоснование классификации данных общих форм организации обучения содержится в книгах:

Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. М. : Педагогика, 1989. 160 с.

Дьяченко В.К. Дидактика. В 2 т. М. : Народное образование, 2006.

[3] Коллективные учебные занятия в классах хорошо описаны в статье: Попова А.И., Литвинская И.Г. Развитие самостоятельности младших школьников в условиях коллективных занятий // Начальная школа. 1990. № 11. С. 24-29.

[4] Лебединцев В.Б. Коллективные учебные занятия и коллективный способ обучения // Школьные технологии. 2007. № 1. С. 93-98.

[5] Богатова В.И., Фомина Л.Д. Модель школы с разновозрастными учебными группами // Справочник руководителя сельской школы. 2006. № 5. С. 11-17.

Карпинский А.Ю. Организация разновозрастного обучения вне классно-урочной школы // Народное образование. 2005. № 1. С. 108-112.

Сорокина Т.А. Организация образовательного процесса, отличного от классно-урочного // Педагогическая техника. 2007. № 1. С. 106-112.

Суслина С.Н. Организация занятий по физической культуре в разновозрастной группе // Школьные технологии. 2006. № 4. С. 77-84.

[6] Лебединцев В.Б. Модификация программ учебных предметов для организации коллективных занятия : монография. Красноярск, 2007. Режим доступа в интернете: www.kco-kras.ru; www.pedlib.ru

Категория: Мои статьи | Добавил: shakhibbeker (26/12/2012)
Просмотров: 1220 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: