Современная методика требует
Личностно ориентированный урок: технология проведения и оценки Современная школа сегодня решает целый комплекс важных задач и одна из них – подготовка детей к жизни и включение их в жизнь. В настоящее время образование как триединство обучения, воспитания и развития призвано сделать подрастающее поколение успешным, психологически здоровым, полезным обществу, способным к продуктивной деятельности. Требования, предъявляемые обществом к педагогу, за последние годы существенно повысились. Учитель новой формации – это духовно развитая личность, обладающая способностью к рефлексии, с профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому, профессионально компетентный учитель. Концепция личностно-ориентированного обучения пришла на смену личностно-развивающему обучению педагогов-новаторов. В середине 80-х годов получили большое распространение идеи и методики обучения Ш.О. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой и др. Теория личностно-ориентированного обучения: 1. В центре теории находится ЛИЧНОСТЬ – личность ребенка. Важно понимать, что личность становится целью, субъектом, результатом, критерием оценки эффективности всего образовательного процесса. Раскрытие и реализация личности обучаемого в педагогическом процессе, в будущей профессиональной деятельности, в жизни является главенствующей позицией всей теории личностно-ориентированного образования. 2. Во взаимоотношениях, взаимодействии, общении в образовании доминируют субъект-субъектные отношения. Задача современного педагога – способствовать раскрытию способностей ребенка, его развитию и самосовершенствованию. Сегодня учащийся является равноправным партнером, участником педагогического процесса. Без его активности, инициативы, творчества невозможно результативно осуществить учебно-воспитательный процесс. Учащийся наравне с педагогом является созидателем процесса обучения и воспитания. Объктом же деятельности педагога и обучаемого становится целостный педагогический процесс. 3. Личностно-ориентированное обучение требует знание процесса развития и саморазвития личности самим учащимся. Поэтому необходимо формирование ЗУН самопознания и саморазвития личности. Обучаемый должен знать психологические процессы развития личности, структуру самосознания и самовоспитания личности, владеть навыками саморефлексии, самопроектирования своей деятельности по своему самосовершенствованию. Рефлексия является рабочим инструментом человеческого разума. Это размышление, самонаблюдение, самоизучение, обращение познания человека на самого себя, свой внутренний мир, психические качества и состояния; склонность к самоанализу. 4. Принципы личностно-ориентированного подхода к обучению, которым должен соответствовать процесс обучения: - вариативности – использования различных моделей обучения; - синтеза интеллекта, аффекта и действия – использование методов, которые бы вовлекали обучаемых в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира; - приоритетного старта – вовлечение обучаемого в такие виды деятельности, которое ему приятнее, ближе, предпочтительнее. 5. Содержание образования при личностно-ориентированном подходе понимают педагогически адаптированную систему ЗУН, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевых и ценностных отношений, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества. Личностно ориентированный подход к образованию предполагает: 1. Осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития 2. Сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и ученика является сущностью их развития. Цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией». Основные человекообразующие функции личностно ориентированного образования: 1. гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознания смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала; 2. культуросозидательная, которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования; 3. социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам, представление их как объектов педагогического воздействия. В личностно ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога, которая включает в себя следующие характеристики: * установка на ученика как на субъект образовательного процесса, как на личность, индивидуальность; * умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей; * позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика; * опора на субъективный личностный опыт ученика; * ориентация, на формирование учебной деятельности школьников, развитие мотивационной сферы учащихся, повышение степени самостоятельности на уроке; * направленность педагогической деятельности на развитие личности учащихся * диалогическая позиция в общении с учащимися; * направленность на осознание мотивов собственных действий, поведения, деятельности в ходе педагогического взаимодействия; * «считывание» учителями эмоциональной информации у учеников и реагирование на нее; проявление социально-психологической наблюдательности; * заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания и замечания учеников по поводу организации образовательного процесса; * направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач в профессиональной деятельности; * поощрение творческой активности учащихся. Иная позиция педагога в личностно ориентированном процессе обучения также характеризуется новыми функциями: 1. Учитель как собеседник 2.Учитель как исследователь 3.Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция). Учитель-фасилитатор – это учитель, способствующий ученику в усвоении и освоении нового. Учитель-фасилитатор строит свои взаимоотношения с учеником на безоценочном положительном принятии ребенка, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым создавая комфортные для развития ребенка условия. 4.Учитель как эксперт Личностно ориентированная система обучения предполагает: · признание ученика основным субъктом процесса обучения · признание основной целью развития индивидуальных способностей ученика · определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, целенаправленного развития его личности в процессе обучения. Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. Основные различия между традиционным и личностно ориентированным уроками: (таблица №1) №Традиционный урок № Личностно ориентированный урок
1Целеполагание. Урок преследует цель – вооружить учащихся твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и понимается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, потом «отдыхают», дома зубрят либо ничего не делают. 1Целеполагание. Цель – развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. Любая грань знаний – результат его собственной деятельности. Учащийся работает весь урок. На уроке – постоянный диалог: учитель-ученик.
2Деятельность учителя: показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура – учитель. Развитие ребенка – абстрактное, попутное!2Деятельность учителя: организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура – ученик! Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика.
3Деятельность ученика: ученик – объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Работает один учитель – дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания), а чаще нажима учителя, зубрежки, скандала в семье. Такие знания быстро улетучиваются. 3Деятельность ученика: ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идет не от учителя, а от самого ребенка. Используется методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.
4Отношения «учитель-ученик» субъектно-объектные. Учитель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Ученик приспосабливается к каждому учителю, лавирует, отлынивает, иногда даже учит. Ученик – лицо второстепенное. 4Отношения «учитель-ученик» субъектно-субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Рассматривая основные требования к личностно ориентированному уроку, И.С. Якиманская отмечает, что его цель – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели следующие: · использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; · создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; · стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; · использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; · оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; · поощрение стремления находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; · создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. При подготовке и проведении личностно ориентированного урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, затем деятельность, определяя собственную позицию. Как это представлено в таблице №2: Направление деятельности учителя Пути и средства реализации
1Обращение к субъектному опыту школьников 1. Выявление этого опыта путем постановки вопросов: как он это делал? Почему? На что опирался? 2. Организация через взаимопроверку и выслушивание обмена содержанием субъектного опыта между учениками. 3. Подвести всех к правильному решению через поддержку наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме. 4. Выстраивание на их основе нового материала: путем высказываний, суждений, понятий. 5. Обобщение и систематизация субъективного опыта учеников на уроке на основе контакта.
2Применение на уроке разнообразного дидактического материала 1. Использование учителем различных источников информации. 2. Побуждение учащихся к выполнению проблемных, внутренне неоднородных учебных заданий. 3. Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы. 4. Стимулирование учащихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениями. 5. Применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения, то есть технологических карт, на основе дифференцированного подхода к каждому и постоянного контроля.
3Характер педагогического общения на уроке 1. Уважительное и внимательное выслушивание отвечающего независимо от уровня его успеваемости. 2. Обращение к ученикам по имени. 3. Беседа с детьми не свысока, а «глаза в глаза», поддержка беседы улыбкой. 4. Поощрение в ребенке независимости, уверенности в себе при ответе
4Активизация способов учебной работы1. Стимулирование учеников к применению различных способов учебной работы. 2. Анализ всех предполагаемых способов, не навязывая своего мнения учащимся. 3. Анализ действий каждого ученика. 4. Выявление значимых способов, избираемых учащимися. 5. Обсуждение наиболее рациональных способов – не хорошо или плохо, а что в данном способе положительно. 6. Оценивание результата и процесса.
5Педагогическая гибкость учителя в работе с учащимися на уроке 1. Организация атмосферы «включенности» каждого ученика в работу класса. 2. Предоставление детям возможности проявить избирательность к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения учебных заданий. 3. Создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным. 4. Проявление отзывчивости учителя к эмоциям ученика. 5. Оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса.
Учителю при подготовке и проведении личностно ориентированного урока надо знать характеристики субъектного опыта учащихся, это поможет ему выбрать рациональные приемы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого. Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды дидактического материяла: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количеству операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетом ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки ученика по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Технология личностно ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика. Педагогика, ориентированная на личность ученика, должна выявлять его субъектный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения. Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения Триединая задача урока Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков. Воспитательная: формировать у учащихся научное мировозрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения. Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие. Основные компоненты современного урока: 1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. 2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. 3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. 4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом. 5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. 6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. 7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. 8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока. Подготовка учителя к уроку Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку: 1. Учет особенностей учащихся класса: · уровень класса; · отношение учащихся к предмету; · темп работы класса; · сформированность ЗУН; · отношение к разным видам учебной деятельности; · отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным; · общая дисциплина учащихся. 2. Учет индивидуальных особенностей: · тип нервной системы; · коммуникативность; · эмоциональность; · управление восприятием нового материала учащихся; · умение преодолеть плохое настроение; · уверенность в своих знаниях, умениях; · умение импровизировать; · умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ. 3. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока: 1. Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока. 2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием. 3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку. 4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН. 5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими. 6. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока. 7. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам. 8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирования новых ЗУН. 9. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся. 10. Записат предусматриваемый ход уроков в план урока, представив себе урок как целостное явление. Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя 1. Разработка системы уроков по теме или разделу. 2. Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы. 3. Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка. 4. Выделение того главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке. 5. Формулирование учебных задач урока. 6. Разработка структуры урока, определение его типа и оптимальных методов и приемов обучения. 7. Определение межпредметных связей и методов их использования на уроке. 8. Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестандартных ситуациях. 9. Подбор дидактических средств урока (д/ф, к/ф, картин, таблиц, карточек, схем и т.п.). 10. Проверка оборудования и ТСО. 11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях. 12. Определение оптимального объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке. 13. Выбор приемов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний. 14. Составление списка учеников, ЗУН которых будут проверяться методами и формами, соответствующими уровню их сформированности; определение объема и форм домашнего задания. 15. Продумывание форм подведения итогов урока. 16. Запись плана урока в соответствии с требованиями. Примерное содержание разделов поурочного плана 1. Тема урока: · дидактическая цель и задачи урока; · тип, структура урока; · общие методы, приемы работы учеников; · средства наглядности, источники информации, ТСО, ЭВТ. 2. Повторение опорных знаний: · определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала; · самостоятельная работа учащихся (ее объем, формы); · способы развития интереса учащихся к предмету, к теме; · формы контроля за работой класса, отдельных учащихся. 3. Усвоение новых знаний: · новые понятия, законы и способы их усвоения; · определение познавательных учебных задач урока (что должны узнать и усвоить ученики); · самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение); · проблемные и информационные вопросы; · варианты решения проблемы; · варианты закрепления изученного материала. 4. Формирование умений и навыков: · конкретные умения и навыки для отработки; · виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений; · способы «обратной» связи с учащимися; · фамилии учащихся, которые будут опрошены. 5. Домашнее задание: · что повторить и приготовить к уроку; · творческая самостоятельная работа; · объем и время выполнения домашнего задания. Алгоритм анализа учителем проведенного урока 1. Какими требованиями руководствовался? 2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме? 3. Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых? 4. Как определил триединую задачу урока? 5. Как спланирована деятельность учащихся? 6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку? 7. Оправдали ли себя приемы и методы учителя и учащиеся, если нет, то почему? 8. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ТСО, если нет, то почему? 9. Что способствовало развитию познавательных способностей учащихся? 10. Какова педагогическая ценность самостоятельной работы учащихся? 11. Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения? 12. Как был предвиден и как оправдан ход урока? 13. Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учащихся? Как они были преодолены? Причины затруднений и пути их устранения. 14. Достигнуты ли цель и задачи урока, по каким критериям это определено, если нет, то почему? 15. Оценка результативности урока. 16. Самооценка урока учителем. 17. Пути совершенствования урока.
Категория: Мои статьи | Добавил: shakhibbeker (24/01/2010)
Просмотров: 2000 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: