Логика
планирования учебного занятия Коллективное учебное занятие в разновозрастной
группе желательно посвящать параллельному изучению 2-3-х предметов (тогда
возникает возможность распределения разных функций между педагогами).
Непосредственное планирование такого занятия включает два этапа: индивидуальную
подготовку учителя и согласование полученных проектов с учительской
кооперацией. В итоге выработанные на первом этапе проекты могут претерпеть существенную
коррекцию. Действуя самостоятельно, учитель на первом этапе предполагает, кого из учеников ему стоит обучить, проверить по той или иной теме (индивидуально либо в составе группы), кому целесообразно поработать в малой группе, паре или одному; определяет содержание учебной работы и способ её выполнения. Кроме того, он готовит необходимый дидактический материал, в том числе дополнительные задания, направленные на закрепление и повторение ранее пройденного, ликвидацию пробелов или работу творческого характера. (Дополнительные задания даёт дежурный учитель тем ученикам, у которых временно нет возможности следовать по запланированному маршруту.)
Затем происходит совместное согласование предметниками и дежурным учителем картины следующего дня: прописывается каждый шаг школьника, включающий указания на предмет, тему и способ её освоения. Последовательность планирования деятельности разновозрастного учебного коллектива может быть примерно такой: 1) решаем, какие ученики или группы учеников продолжают начатую ранее работу, кого из учеников необходимо включить в новые группы; 2) далее определяем, с кем лично учителю-предметнику нужно поработать в первую очередь; 3) какие можно организовать пары (для проверки, обучения, совместного изучения, тренировки); 4) кому предстоит выполнять контрольную работу; 5) для остальных планируем индивидуальную работу. Результаты коллективного проектирования учебного процесса тут же заносятся дежурным учителем в общий план. Приступив к его составлению, целесообразно заполненные колонки чередовать с резервными, чтобы иметь необходимое количество ячеек и «не раздвигать» уже готовые. Кроме того, последовательность действий ученика не должна быть жёсткой, в плане должно быть достаточно шагов, которые можно поменять местами. Это важно для того, чтобы в ходе занятий можно было оперативно проводить коррекцию. Таким образом, план коллективного учебного занятия складывается из взаимосвязанных друг с другом индивидуальных планов деятельности каждого ученика и учителя (см. таблицу «Схема «пошагового» плана коллективного учебного занятия»). Такой план заменяет традиционный конспект урока. Учителю необходимо постоянно пополнять копилку дидактического материала, разработок по изложению новых тем, контролю знаний. При этом можно использовать всё богатство позитивного опыта, наработанного педагогической теорией и практикой. В этом проявляется открытость коллективных занятий. | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1194 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 0 | |