Особым средством учёта является журнал
разновозрастной учебной группы. В Красноярском крае для использования в учреждениях общего образования приняты
специальные формы документов, заменяющие традиционные классные журналы.[1] Позволим себе остановиться на отдельных страницах журнала
разновозрастной учебной группы. На страницах «Г» записывается рабочая программа
разновозрастного коллектива (в объёме нескольких лет обучения): разделы и
включенные в них темы, а также лабораторные, контрольные и творческие работы,
зачеты и т.п. Разделы и темы нумеруются.
На страницах «В» фиксируются текущие результаты
выполнения учебной программы. На каждого учащегося отводится 2 строки. В строке
№ 1 учитель-предметник указывает индивидуальную последовательность
прохождения программы: номера тем, которые изучил учащийся в данном месяце.
Номера тем берутся со страниц «Г» и записываются дробью: в числителе – номер
раздела, в знаменателе – номер темы из данного раздела. В строке № 2
выставляется оценка за пройденную тему, указанную в строке 1.
Если в табло учёта
информация отражается чаще всего без указания даты прохождения того или иного
материала, то в журналах легко прослеживается индивидуальная последовательность
освоения тем учащимся, виды работ, объём выполненной им программы за определённый
период. Разные табло учёта и журнал
разновозрастной группы позволяют отследить результативность работы каждого школьника и по каждой теме. При этом журнал в большей
мере необходим для планирования процедур контроля качества знаний и умений, освоенных
в тот или иной период обучения (месяц, четверть, год), а табло учёта – для
составления планов первичного изучения и обобщения. Программа учебного предмета
конкретизируется в следующих средствах планирования деятельности учащихся на
коллективных учебных занятиях: – методические
приложения к разделам курса; – предварительные планы
деятельности школьников на разные периоды; – планы коллективных
учебных занятий. В первую очередь учитель
разрабатывает методические приложения к разделам программы учебного предмета. В
них указаны цели и задачи изучения разделов, включая надпредметные; возможные
способы и этапы освоения отдельных тем; источники учебного материала
(параграфы, фрагменты текстов учебника, справочников, пособий; карточки; компьютерные
программы и т.п.); ориентиры необходимого времени; формы контроля и отчетности.
Порядок тем в методическом приложении не
следует рассматривать как рекомендуемую всем учащимся последовательность освоения
учебного предмета. Исходя из индивидуальных особенностей школьников и состояния
учебного коллектива в целом, определяются отличающиеся последовательности
продвижения каждого ученика. Чтобы они не противоречили системе научного
знания, при их определении используются маршрутно-логические схемы разделов
курса, которые имеются в программе учебного предмета. Маршрутно-логические
схемы наглядно показывают зависимости между темами, подсказывают, какие знания
и умения необходимо актуализировать у школьника, прежде чем изучать ту или иную
тему. Это позволяет формировать допустимые учебные последовательности. Опираясь на маршрутно-логические схемы, табло
учёта и методические приложения к программе, учитель составляет предварительные планы деятельности школьников по курсу.
Предварительные планы на предстоящую неделю (месяц,
четверть, полугодие) обычно оформляются таблицей: по вертикали располагается
список учеников, а в ячейках по горизонтали указываются темы (либо блоки, если
охватываемый период больше четвертного). Это всё типичные средства планирования и учёта
учебно-познавательной деятельности школьников. Нередко учителя их модифицируют
либо предлагают свои. [1] Приказ с формами журналов размещён на сайте www.kco-kras.ru в разделе «Не классно-урочная система обучения в разновозрастных группах». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1019 | |
Всего комментариев: 0 | |