Методика проектирования учебных занятий в разновозрастном коллективе-6

Особым средством учёта является журнал разновозрастной учебной группы. В Красноярском крае для использования в учреждениях общего образования приняты специальные формы документов, заменяющие традиционные классные журналы.[1] Позволим себе остановиться на отдельных страницах журнала разновозрастной учебной группы. На страницах «Г» записывается рабочая программа разновозрастного коллектива (в объёме нескольких лет обучения): разделы и включенные в них темы, а также лабораторные, контрольные и творческие работы, зачеты и т.п. Разделы и темы нумеруются.

 

Г

Рабочая программа по предмету

№№

Название разделов и тем

разделов

тем

1

1

 

 

2

 

2

1

 

 

2

 

 

На страницах «В» фиксируются текущие результаты выполнения учебной программы. На каждого учащегося отводится 2 строки. В строке № 1 учитель-предметник указывает индивидуальную последовательность прохождения программы: номера тем, которые изучил учащийся в данном месяце. Номера тем берутся со страниц «Г» и записываются дробью: в числителе – номер раздела, в знаменателе – номер темы из данного раздела. В строке № 2 выставляется оценка за пройденную тему, указанную в строке 1.

 

В

Результаты выполнения учебной программы по предмету

Ф.И. учащихся

Месяц

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если в табло учёта информация отражается чаще всего без указания даты прохождения того или иного материала, то в журналах легко прослеживается индивидуальная последовательность освоения тем учащимся, виды работ, объём выполненной им программы за определённый период.

Разные табло учёта и журнал разновозрастной группы позволяют отследить результативность работы каждого школьника и по каждой теме. При этом журнал в большей мере необходим для планирования процедур контроля качества знаний и умений, освоенных в тот или иной период обучения (месяц, четверть, год), а табло учёта – для составления планов первичного изучения и обобщения.

Программа учебного предмета конкретизируется в следующих средствах планирования деятельности учащихся на коллективных учебных занятиях:

– методические приложения к разделам курса;

– предварительные планы деятельности школьников на разные периоды;

– планы коллективных учебных занятий.

В первую очередь учитель разрабатывает методические приложения к разделам программы учебного предмета. В них указаны цели и задачи изучения разделов, включая надпредметные; возможные способы и этапы освоения отдельных тем; источники учебного материала (параграфы, фрагменты текстов учебника, справочников, пособий; карточки; компьютерные программы и т.п.); ориентиры необходимого времени; формы контроля и отчетности.

Методическое приложение к разделу программы …

N

Темы

Планируемые результаты деятельности ученика

Форма продукта учебной работы

Виды учебной работы ученика

Источники

Время

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

Порядок тем в методическом приложении не следует рассматривать как рекомендуемую всем учащимся последовательность освоения учебного предмета. Исходя из индивидуальных особенностей школьников и состояния учебного коллектива в целом, определяются отличающиеся последовательности продвижения каждого ученика. Чтобы они не противоречили системе научного знания, при их определении используются маршрутно-логические схемы разделов курса, которые имеются в программе учебного предмета. Маршрутно-логические схемы наглядно показывают зависимости между темами, подсказывают, какие знания и умения необходимо актуализировать у школьника, прежде чем изучать ту или иную тему. Это позволяет формировать допустимые учебные последовательности.

Опираясь на маршрутно-логические схемы, табло учёта и методические приложения к программе, учитель составляет предварительные планы деятельности школьников по курсу. Предварительные планы на предстоящую неделю (месяц, четверть, полугодие) обычно оформляются таблицей: по вертикали располагается список учеников, а в ячейках по горизонтали указываются темы (либо блоки, если охватываемый период больше четвертного).

Это всё типичные средства планирования и учёта учебно-познавательной деятельности школьников. Нередко учителя их модифицируют либо предлагают свои.



[1] Приказ с формами журналов размещён на сайте www.kco-kras.ru в разделе «Не классно-урочная система обучения в разновозрастных группах».

Категория: Мои статьи | Добавил: shakhibbeker (25/12/2012)
Просмотров: 1019 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: