Методика проектирования учебных занятий в разновозрастном коллективе-3

Средства планирования и учёта деятельности учащихся

Ситуация в учебном коллективе разнородная, ученики осваивают отличающиеся фрагменты предметного содержания, поэтому планирование осуществляется в отношении каждого ученика, а не дифференциально-обобщённых групп. Для этого используются специальные средства, позволяющие педагогам планировать занятия, учитывать результаты деятельности школьников. Основным руководящим документом являются программы учебных предметов, содержание которых структурировано в соответствии с дидактическими принципами коллективных учебных занятий. Разрабатываемые нами программы следует рассматривать как систему рамочных ограничений, определяющих широкое поле конструирования разных обучающих последовательностей, учитывающих индивидуальные возможности и особенности каждого школьника.[1]

Программа учебного предмета, конкретизируется в ряде дополнительных средств, с помощью которых переводится в плоскость непосредственной деятельности учителей и школьников. Такими средствами являются: табло учёта, табло планирования, индивидуальные учебные планы (маршруты), а также собственно учебный материал как предельный вариант конкретизации программы.

Для составления индивидуальных планов деятельности школьников важно знать, какую тему тот или иной ученик изучает в данный момент, с какими результатами он усвоил предыдущие, какие виды учебной работы выполнял, какой материал может освоить сам, где нужна помощь учителя, а где достаточно помощи со стороны другого ученика. Вся эта информация фиксируется в специальных табло учёта. Она накапливается как планово, так и ситуативно. Эта информация служит основанием для принятия решений по устранению недостатков и пробелов в знаниях, определению дальнейших шагов учащегося в изучении предмета.

Табло учёта освоения содержания учебного предмета подразделяются на сводные (охватывают весь курс в пределах нескольких лет обучения, включают всех членов коллектива) и оперативные (фиксируют небольшой объём материала, включают отдельных учащихся). В последних информация представлена конкретнее, по мере накопления она в обобщённом виде переносится в сводные табло. Каждая реструктурированная программа предмета рекомендует свои сводные (общие) табло; приведём несколько примеров, решающих отличающиеся задачи.

 

Сводное табло учёта по биологии

Блок «Клетка растений»

Блок «Ткани»

Блок …

Ф.И. ученика

Устройство увелич. прибор.

Клетка и ее строение

Состав клетки

Жизнедеятельность

Лаб. работа

Итог

Понятие ткани

Клеточное стр. корня

Клеточное стр. листа

Клеточное стр. стебля

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Табло учета соответствия знаний и умений школьников требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы

Тема

Знает/понимает

Умеет

Использует в жизни и практической деятельности

Ф.И. ученика

знаки хим. элементов

формулы хим. веществ

уравнения хим. реакций

понятия

объяснять сущность реакций ионного обмена

составлять: формулы неорганических соединений

безопасного обращения с веществами

приготовления растворов заданной концентрации

химический элемент

атом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табло учёта формирования умения читать с пониманием

 

Микроумения

 

 

 

 

 

 

Ф.И. ученика

1 уровень

Определяет тему текста

Выделяет главных героев произвед.

Указывает на непонятные слова

Односложно передает смысл прочитанного

1.  

 

 

 

 

 

 

2.  

 

 

 

 

 

 

 


Категория: Мои статьи | Добавил: shakhibbeker (25/12/2012)
Просмотров: 941 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: