Принципиальные моменты образовательного
процесса Коллективным учебным занятиям свойственно отсутствие общего фронта, наличие разных учебных маршрутов и временных коопераций обучающихся. Их проведение возможно на разных уровнях: начиная с эпизодических занятий в отдельных классах и заканчивая их систематической организацией в разновозрастных коллективах.[1] Специфика образовательного процесса в разновозрастных коллективах характеризуется следующими принципиальными чертами: 1) вместо автономно существующих классов функционирует единая разновозрастная группа; 2) на занятиях разворачиваются одновременно несколько учебных ситуаций; при этом ведущее место занимает работа учащихся индивидуально, в парах с учителями и другими учениками, а также в микрогруппах; фрагменты фронтального взаимодействия не исключаются, но переводятся в разряд вспомогательных; 3) у каждого ученика свой план деятельности, фиксирующий содержание, организационные формы, средства, последовательность работ; 4) как правило, параллельно преподаются несколько предметов (школьники одного года обучения обычно распределяются по разным предметам);
5) программа учебного предмета не делится на годичные блоки, а является целостной программой в рамках нескольких лет обучения (1-4, 5-9, 10-11); 6) занятия совместно планирует и ведёт учительская кооперация, распределяя между собой функции и обязанности: дежурный учитель, учитель-предметник и учитель-ассистент (в отличие от уроков, которые каждый педагог в отдельности планирует и организует); 7) управление учебным процессом осуществляют не только учителя, управленческие функции выполняются учителями и учениками совместно. Всё это позволяет нам проводить учебные занятия в разновозрастных группах как целостных единицах – целостных организационно и содержательно. Очевидно, что такая система обучения является антиподом классно-урочной. Для коллективных учебных занятий характерно, как правило, одновременное наличие нескольких видов учебных ситуаций. Во-первых, индивидуально-опосредованная работа ученика по освоению определенной части материала с помощью различных дидактических средств (книг, учебников, компьютера, видео и т.д.). Во-вторых – одностороннее обучение, проверка у учителя или у хорошо владеющего материалом ученика. В-третьих, взаимная учебная деятельность в парах: взаимообучение, взаимопроверка, совместное изучение или обсуждение[2]. В-четвёртых, работа в группе, когда каждый говорящий (учитель или ученик) обращается к нескольким слушающим. Практика показала целесообразность разделения учебных аудиторий по видам работы: 1) для работы учителя-предметника с учеником; 2) для индивидуально-опосредованной деятельности учащихся; 3) для парной работы. В одной аудитории могут находиться учащиеся разных лет обучения, причём они могут заниматься не одинаковыми предметами. План коллективного учебного занятия содержит информацию о каждом шаге ученика: каким предметом будет заниматься, какое содержание (тему) осваивать, в какой форме и с кем, сколько примерно потребуется времени. Он может быть оформлен следующим образом. Левый столбец занимает список всего разновозрастного коллектива в алфавитном порядке, т.е. без деления на «классы», а в клетках по горизонтали напротив фамилии ученика указывается содержание и способ его деятельности. Удобно использовать условные обозначения. В верхнем левом углу отмечается со-бытийная ситуация («с кем действует?»). Так, символ «С» обозначает, что учащийся работает самостоятельно, «У» – с учителем, «МГ» – в малой группе, «СО №…» – в сводном отряде, «П» – в паре (а с кем именно – пишется тоже на этой строчке). Если ученику предстоит работать совместно с кем-то, то необходимая пометка делается напротив соответствующих фамилий в той же колонке. В правом верхнем углу указан предмет, например, «М» – математика, «И» – история. Во второй строчке в правой части кратко записано задание, а в левой – вид учебного взаимодействия в паре или группе: учится у кого-либо новой теме, учит другого хорошо усвоенному ранее материалу, совместно изучает некоторую тему, обсуждает с кем-либо определённый вопрос, тренирует или тренируется, осуществляет проверку правильности выполненных товарищем заданий или комментирует кому-то логику и ход решения своих заданий и вопросов, слушает лекцию, выполняет контрольную работу и т.п.[3] Понятно, что возможно множество комбинаций со-бытийных ситуаций, в которых разворачивается учебная деятельность школьника, и способов взаимодействия, к тому же всё это надо помножить на количество разных тем и предметов, которые преподаются в данное время.
Время каждого шага не является одинаковым.
Обычно для его выполнения требуется от 10 до 30 минут. Иногда целесообразно
указывать требуемое время некоторых шагов. Удобно выделять разным цветом
учебные предметы или со-бытийные ситуации, чтобы избегать однообразия в учебной
деятельности. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 943 | Комментарии: 3 | |
Всего комментариев: 0 | |