Методика проектирования учебных занятий в разновозрастном коллективе-2

Учительская кооперация

Функции педагогов в разновозрастной группе распределяются следующим образом: дежурный учитель, учитель-предметник и учитель-ассистент. Распределение носит временный характер, и каждый педагог по очереди выполняет одну из трёх функций. Например, если в разновозрастной учебной группе основной ступени в течение дня изучается русский язык, биология и история, то учителями-предметниками будут учителя этих предметов, дежурным учителем может быть математик, а остальные педагоги будут ассистентами. Во время занятий учитель занимает одну из указанных позиций, а во время рефлексии и проектирования они представляют собой особым образом организованный коллективный субъект.

 

Немного об учительско-ученическом самоуправлении на коллективных занятиях

В традиционной школе моменты рефлексии и проектирования возникают, как правило, для решения сиюминутных проблем и трудностей и заранее не планируются, для них не выделено специальное время и место.

Поскольку на коллективных учебных занятиях каждый учащийся имеет свой индивидуальный маршрут, темп продвижения и осваивает материал за счет разнообразных взаимодействий с другими участниками учебной группы – учениками и учителями, то коллективные учебные занятия нуждаются в особом управлении. И здесь недостаточно, чтобы только педагоги занимались управленческой деятельностью. Стало быть, участие школьников в управлении, организации коллективных учебных занятий – это не просто ценность, это насущная необходимость.

Во время учебных занятий школьники могут выполнять разные функции, например, вести учёт, помогать дежурному учителю, быть командирами сводных отрядов. Вне занятий проходят общие сборы и совет командиров, коллектив разбивается на постоянные отряды детей и учительские кооперации взрослых. Здесь разворачиваются специальные процессы коммуникации, рефлексии, самопознания, программирования, планирования и т.п.

Для осуществления коллективной деятельности, коллективного труда, необходимо, с одной стороны, постоянно формировать общие представления, согласовывать друг с другом действия. С другой, вырабатывать какие-то нормы, договоренности, правила, пытаться их соблюдать. С третьей, осуществлять управленческие, организационные воздействия по отношению к себе и другим, отвечать за организацию и выполнение какого-то фрагмента коллективного дела. Всё это позволяет реализовать ведущий принцип коллективных учебных занятий: «Всё, что ни делается в учебной группе, делается для каждого (для всех) и через каждого (через всех)».

 

Результаты работы постоянных отрядов, совета командиров, общих сборов являются материалом для обсуждения в учительской кооперации и используются для планирования учебного процесса. Учительская кооперация должна учесть общие представления и определить, что делать дальше. Если пожелания ребёнка, озвученные им трудности, повлияли на организацию учебного процесса, это значит, уже состоялся один из актов самоуправления.

На своих заседаниях учительская кооперация обсуждает:

– общее расписание работы разновозрастной группы: график изучаемых предметов в погружении и без него; режим погружения (количество часов); время и место занятий по предметам, не входящих в погружение;

– содержание обучения, в том числе межпредметные связи; вопросы формирования надпредметных умений и навыков;

– способы учебной работы и контроля;

– особенности работы по методикам коллективных занятий; нормы жизни коллектива и др.

Если на заседании учительской кооперации подводятся промежуточные итоги деятельности разновозрастного коллектива в целом, обсуждаются вопросы стратегического характера, то присутствие всех педагогов обязательно. Для оперативного же планирования часто достаточно работы предметников и дежурного учителя. Так, накануне группа учителей, работающих предметниками на следующий день, совместно прописывает маршрут каждому ученику по всем предметам, изучаемым в данный день.

На этапе подготовки учебных занятий учитель-предметник прослеживает и контролирует всю целостность освоения предмета: выясняет, какую тему сейчас изучает каждый ученик, актуальный уровень его знаний и умений по учебному предмету, устанавливает причины недостатков в знаниях, степень готовности к освоению нового учебного материала, определяет предстоящее для изучения содержание, подбирает и разрабатывает необходимый дидактический материал. Прохождение ребёнком учебной программы отмечает в специальных табло учёта.

Например, в Ивановской средней школе Ермаковского района учителя начального звена распределили между собой предметы, целостность которых они удерживают: О.В. Мазун – русский язык, И.А. Румянцева – литературное чтение, Н.В. Никифорова – математика. Это не значит, что каждый учитель занимается только своим предметом, но именно он фиксирует в специальном табло учёта прохождение каждым ребёнком учебной программы, подбирает и разрабатывает необходимый дидактический материал, является главным организатором занятий по своему предмету, прописывает маршруты на предстоящий период. В старшем звене работают два филолога (Л.Д. Фомина и С.А. Сорокина). Один отвечает за целостность обучения русскому языку, другой – литературы. Но при этом вместе планируют, готовят дидактический материал и обучают школьников, распределяя обязанности.

Во время занятий учитель-предметник – носитель содержания по своему предмету: объясняет новый материал, организует обобщение и контроль полученных знаний. Он работает только с теми учениками, которых к нему направляет дежурный учитель в соответствии с планом занятия. Работа может проходить как с отдельными учениками, так и с группами (малыми и большими).

У учителя-ассистента две линии работ. С одной стороны, он выполняет поручения дежурного учителя и предметника, например, по возможности осуществляет некоторые виды контроля, оказывает помощь учащимся в изучении содержания предмета. С другой стороны, «не вникая» в предмет, работает над умениями взаимодействовать в парах и малых группах; занимается формированием общеучебных навыков школьников; умений коммуникации (читать и слушать с пониманием разные по типу тексты, излагать свои мысли устно и письменно); умений учить других, работать самостоятельно; решает воспитательные задачи.

Организационно-управленческие вопросы на занятиях выполняет дежурный учитель. Он в соответствии с планом, предварительно составленным учительской кооперацией, формирует разные временные учебные группы и пары (учитель-ученик, ученик-ученик), даёт конкретные задания ученикам (где, как и с кем ученик будет осваивать учебный материал), решает проблемы, возникающие в ходе занятий, фиксирует выполнение учебного плана учителями, учащимися. Все учителя и учащиеся подотчётны дежурному учителю, после выполнения каждого задания они отмечаются у дежурного учителя и получают следующее. У него находится необходимый дидактический материал.

Функция отслеживания освоения предметных знаний остаётся за учителем-предметником. Отличительная особенность здесь в том, что учитель не может осуществлять фронтальный контроль, так как школьники изучают разные темы. Поэтому контроль освоения предметного содержания осуществляется в индивидуальном порядке. Контроль ведётся как в процессе изучения материала, так и по его завершению. Часть контрольных процедур учитель-предметник может делегировать ассистентам либо знающим ученикам.

В общем плане коллективного учебного занятия, подобно пошаговой работе школьников, прописываются предстоящие действия учителей. Особенно важен такой план ассистенту, чтобы он не был простым наблюдателем за происходящим.

Исходя из конкретных ситуаций школ, на практике действуют разные варианты деятельности учительских коопераций. Так, в Ивановской средней школе Ермаковского района занятия проходят по такому графику: на одной неделе осуществляется погружение в математику, химию, историю, биологию; на другой – в русский язык (литературу), иностранный язык, физику, географию. Остальные предметы изучаются еженедельно. Занятия по предметам, в которые погружаются дети, как правило, проходят лентами.[1] Отличающийся вариант в Берёзовской основной школе Ачинского района. Это не расписание уроков в привычном понимании, а набор предметов, которые в тот или иной день изучаются одновременно в течение четырёх часов в разновозрастной учебной группе. На 5-м и 6-м часу проходят индивидуальные занятия, физическая культура, консультации и т.д. В соответствии с этими графиками происходит перераспределение позиций в учительской кооперации.

 

Недельный учебный график РВГ основного звена Берёзовской школы Ачинского района

Неделя

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

1-я, 3-я

Литература

Биология

Нем. яз.

Рус. яз.

Нем. яз.

Русск. язык

История (7 год)

Химия (8 год)

Граждан-е (5-6)

Русск. язык

История

Биология

Русск. яз.

Физика

История

Нем.яз. (5-6)

Литература

Черчение (8)

МХК (6)

Физ-ра (5,7)

2-я, 4-я

Математика

География

Нем. яз.

Математика

Нем. яз.

Математика

История (7 год)

Химия (8 год)

Граждан-е (5-6)

Математика

История

География

Математика

Физика

История

Математика

Черчение (8)

МХК (6)

Муз. литер (7)

 

Планы работы учеников по времени не совпадают с режимом работы учителей. Ученик может выполнять определённые учебные задания в отсутствие учителя данного предмета. Завучем разрабатывается график занятости учителей. Часть своей нагрузки педагог отрабатывает в качестве предметника, оставшуюся – дежурным учителем или ассистентом по другим предметам. Учёт рабочего времени ведётся в специальном журнале.

 

Фрагмент недельного графика работы учителей Берёзовской школы

Ф.И.О. учителя

Понедельник

Вторник

Среда

Марграф Л.Г.

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

А (н)

А (н)

У(н)

У(н)

А (н)

А (н)

Климанова Г.И.

ДУ

ДУ

У

У

У

У

ДУ

ДУ

У

У

У

У

У(к)

У(к)

У(к)

У(к)

У(к)

 

У – учитель-предметник, А – ассистент, ДУ – дежурный учитель, (н) – в начальном звене, (к) – коррекционные занятия с отдельными учениками



[1] Лебединцев В.Б., Сорокина Т.А. Разновозрастная организация взаимообучения плюс погружение… // Школьные технологии. 2006. № 3. С. 72-77.

Категория: Мои статьи | Добавил: shakhibbeker (25/12/2012)
Просмотров: 1098 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: