ИМП_2009/2010_рус
30/08/2009, 11:48

ВВЕДЕНИЕ

В 2009-2010 учебном году обучение в общеобразовательных школах Республики Казахстан осуществляется на основе Государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования РК, утвержденного приказом МОН РК за № 693 от 24.09.2002 г. Перечень учебных изданий, разрешенных к использованию в организациях образования, определен приказами МОН РК за №160 от 3 апреля 2009 г.

Формирование конкурентоспособной личности учащегося требует объединения усилий всего педагогического коллектива. На каждом уроке средствами школьных предметов должны быть создаваемы учебные ситуации, развивающие в ученике творческое мышление, самостоятельность, инициативность.

Веления времени диктуют обновление арсенала технологий обучения. Эффективность  учебно-воспитательного процесса  во многом зависит от инициативности, творческого подхода педагогических кадров. Поиск новых форм и методов обучения при условии направленности  на личность учащегося  завершается прочным освоением знаний предметной области, так как они становятся значимыми для него. Педагогу необходимо приложить немало усилий для овладения современными педагогическими технологиями.

Одним из направлений реформы казахстанского образования, ориентированной на создание конкурентоспособного образовательного поля,  является профилизация старшей ступени школы. Нормативные рамки этого процесса очерчены в Государственном общеобязательном стандарте образования (2002).

Профильное обучение рассматривается как система дифференциации учащихся на старшей ступени общего образования.  В связи с этим старшие классы будут обучаться по двум направлениям: общественно-гуманитарному и естественно-математическому. Выбор одного или обоих направлений осуществляется школой с учетом потребностей учащихся и запросов родителей. Внутри направления формируются профили (к примеру, физико-технический, экономико-математический, химико-биологический, географо-экологический,  художественный, лингвистический, историко-правоведческий и т.д.).

Старшая ступень общеобразовательной школы должна способствовать профессиональному самоопределению старшеклассника, успешной социализации, обеспечить преемственность между школьным и профессиональным образованием. Необходимо создание условий для осознанного выбора будущей сферы деятельности через возможность попробовать себя в различных видах деятельности. Это  представляется возможным осуществить в рамках реализации учебных курсов вариативного компонента учебного плана старшей ступени общеобразовательной школы. Указанные курсы реализуются за счет школьного и ученического компонентов учебного плана и носят авторский характер.

В настоящее время широко распространилась практика реализации учебных курсов вариативного компонента строго по утвержденным областными (городскими) ИПК программам, что является ущемлением прав школ по выбору направления. В связи с этим утвержденные областными (городскими) ИПК учебные программы рекомендуется адаптировать с учетом особенностей конкретной школы.

Единое национальное тестирование по курсам вариативного компонента не проводится.

Согласно ГОСО РК-2002 учебным курсам вариативного компонента учебного плана, как в гуманитарном, так и естественно-математическом  направлении на весь цикл предметов отводится 6 часов в неделю (3 часа прикладным курсам и 3 часа курсам по выбору), из них  2 часа согласно приказу     693 МОиН РК .2007 г. с 2007  учебного года будет выделено на изучение казахского языка.

Важной частью профилизации старшей ступени школы является предпрофильная подготовка, которая организуется в 8-9 классах основной школы. Результатом предпрофильной подготовки должен стать осознанный и уверенный выбор учеником профиля обучения на старшей ступени школы или выбор профессии, которой он может овладеть в системе технического и профессионального образования.

Задачи, стоящие перед школьным образованием в 5-11 классах, реализуются через учебные  программы и учебные планы, разработанные на основе ГОСО-2002:

- базисный учебный план начальной ступени общеобразовательного учебного заведения (приказ Министерства образования и науки Республики Казахстан  № 693 от 24.09.02 г.);

- базисный учебный план основной ступени общеобразовательного учебного заведения (приказ Министерства образования и науки Республики Казахстан  № 693 от 24.09.02 г.);

- базисный учебный план старшей ступени общеобразовательного учебного заведения (приказ Министерства образования и науки Республики Казахстан  № 693 от 24.09.02 г.);

- программы по учебным предметам для 5-7 классов (приказ Министерства образования и науки Республики Казахстан  № 148 от 11.03.2003г.);

-  программы по учебным предметам для  8-9 классы (приказ Министерства образования и науки Республики Казахстан № 405 от 12.05.2004г.);

- программы по учебным предметам для  10-11 классов по двум направлениям: естественно-математическому и общественно-гуманитарному (приказ Министерства образования и науки Республики Казахстан  № от 672 от 18.10.2005 г.).

При организации профильного обучения в общеобразовательной школе РК предлагаем руководствоваться методическими рекомендациями, разработанными КАО им.Ы.Алтынсарина:

1. Жадрина М.Ж., Муканова С.Д. Рекомендации к разработке общеобразовательными учебными заведениями рабочих учебных планов. – Алматы, КАО им.Ы.Алтынсарина, 2005.

2.  Муканова С.Д. Проектирование рабочих учебных планов профильного обучения в 10-11 классах общеобразовательных учебных заведений. — Алматы: РОНД, 2005.

3. Методические рекомендации по организации профильного обучения в школах Республики Казахстан. Кунакова К.У.  и  др. – Алматы: КАО им Ы.Алтынсарина, 2006.

4. Профильное обучение в школе: содержание образования вариативного компонента учебного плана. – Алматы, КАО им. Ы.Алтынсарина, 2007.

Категория: Мои файлы | Добавил: shakhibbeker
Просмотров: 1267 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: