09:11 Самые разные притчи - 98 |
"Что вопиешь ко Мне?": Ребе Иаков Давид, главный судья раввинского суда в Кознице, старший ученик ребе Шломо Лейба из Лихны, как-то раз оказался в гостях у ребе Менахема Мендля из Коцка. Через некоторое время они заговорили о ребе Шломо. — Я большой почитатель твоего учителя, — сказал ребе Менахем, — но кое-что в его учении мне непонятно. — Не стану делать вид, будто могу сравниться с учителем, — заметил ребе Иаков Давид, — но, возможно, мне удастся объяснить тебе то, что тебя смущает. Ну, рассказывай, в чем дело. — Прекрасно, — обрадовался ребе Менахем. — Итак, ребе Шломо постоянно обращается к Богу с просьбой, чтобы Он прислал Мессию. Верно? — Совершенно верно. Мой наставник страстно надеется на скорый приход Мессии и освобождение евреев. Он, я думаю, одержим этой идеей больше, чем все мы вместе взятые. — Вот-вот. Именно тут у меня и возникает вопрос: если твой ребе так жаждет прихода Мессии, почему он обращается к Богу? Пусть обратится к евреям и призовет их к тшува(1). В конце концов, когда Моше раббейну воззвал к Господу на берегу Красного моря, Бог ответил: «Что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израиля!»(2) Ребе Иаков Давид только молча улыбнулся. 1. Тшува (иврит: букв, «поворот») — раскаяние. Существует два вида раскаяния. Раскаяние, обусловленное страхом перед наказанием, смягчает жестокость наказания; раскаяние, обусловленное любовью к Богу, трансформирует грехи в добродетели, ибо эти грехи послужили толчком к раскаянию. Поэтому мудрецы учат: «Место того, кто грешит и раскаивается из любви к Богу, недоступно даже для святого, ни разу не грешившего» (бра-хот 34Ь). 2. Исход 14:15. Есть два вида веры. Люди верят в себя либо во внешние силы. В первом случае человек исходит из того, что спасение (искупление, освобождение, самореализация и т. д.) зависит от него самого. Во втором случае он полагает, что спасение — акт милости со стороны высших сил и мы не в состоянии достичь его самостоятельно. Что ближе к истине? Ребе Шломо Лейб склоняется к первому мнению, ребе Менахем Мендль — ко второму, а ребе Иаков Давид просто улыбается. Как главный судья, он научился понимать обе спорящие стороны, а в данном случае правы и ребе Шломо Лейб, и ребе Менахем Мендль. В конечном итоге, пробуждение — дар, однако получить этот дар нельзя без подготовки. Такая подготовка называется тшува, «обращение». Человек должен отвратиться от зла и обратиться к добру (Псалом 34:15). Совершить это можно лишь собственными силами. И тогда вступает в игру Высшая сила. Когда человек принимает решение измениться, Бог дарует ему перемены.
Мастер отрицательно относился ко всякого рода концепциям и ратовал за «бесконцептуальные знания». Однажды к нему пришел ученый, чтобы выразить свое несогласие по этому поводу: он считал, что подобный взгляд дискредитирует науку. Пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить ученого в том, что мастер не противник науки. — Но жену лучше знать не с точки зрения научной концепции, — сказал он. Позже, беседуя с учениками, Мастер высказался гораздо конкретнее. — Концепции дают определения, — сказал он. - Определять — значит разрушать. Доктрины рассекают Действительность. А то, что вы рассекаете, вы убиваете. — Следует ли из этого, что теории совершенно бесполезны? — Нет. Расчленив розу, мы можем получить ценную информацию, но совсем ничего не узнаем о самом цветке. Став ученым, человек получает много знаний, но он совершенно ничего не знает о самой Действительности.
|
|
Всего комментариев: 0 | |