10:58 Самые разные притчи - 257 |
"Купец и священник":
Однажды пришёл к священнику купец и обратился с жалобой: - Скажи от чего так случилось, вот всё есть у меня, о чём любой другой только мечтает. Сундуки полны добром, мешки набиты золотом, и прочего столько, что не сосчитать, но нет одного – счастья в жизни. - Просто твоё горе решается. – улыбнувшись, ответил священник. – но сложно будет сделать то, что скажу тебе. Готов ли ты изменить свою судьбу и делать то, что раньше никогда не делал? В ответ купец начал уверять священника в том, готов на всё лишь бы беду свою исправить. Священник молча выслушал его пылкие слова и сказал: - Слишком много ненужного у тебя накопилось, оно и занимает место твоего счастья, куда ты его положишь, если на его месте золото лежит? И беда пошла с того, что до сего момента, купец, ты только брал. А теперь начинай отдавать. - А кому и что?! – удивлённо воскликнул купец. - Людям и Богу. – невозмутимо ответил священник. – Дай людям, что они просят. Богу же дай, что Он хочет. Освободишь место для счастья, оно и придёт к тебе. Озадаченный купец ушёл. Прошло время немного и немало. Купец вновь пришёл к священнику да всё с той же бедой. - Я всё сделал, как ты сказал: дал людям, что они просили! – и купец стал перечислять, кому чего и сколько он дал. – Я дал Богу чего он хочет. – и купец стал перечислять сколько церквей он построил, сколько ушло золота на купола и сколько камня на стены. – Смотри сколько всего я дал! – хвастливо и гневно закончил купец. - Ну а счастья то нет, как и не было! Священник в ответ покачал головой. – Говорил тебе, не просто это – отдавать. И не смог ты этого, купец. Торговал ты, как и прежде, только раньше ты добро в дом тащил, а теперь на своё добро пытался счастье купить. И дал ты людям не то, что они просят, у них нет нужды в твоём золоте, потому и не держат его в своём доме. И Богу ты дал не то, что Он хочет. У Него есть церкви, да вот тебя в них нет. Людям не добро твоё нужно, а доброта и помощь, Богу же - твоё сердце. Вот как поймёшь тыэто, так и придёт в твою жизнь счастье. Однажды Мастер загадал загадку:
- Что общего у художника и музыканта с мистиком? Ответа не знал никто. - Знание того, что самую совершенную речь рождает не язык, - ответил Мастер. "Напоминание":
Многие жители богатых кварталов местечка Ропшицы, раввином которого был Нафтали, нанимали себе ночных сторожей, чтобы те охраняли нажитое. Однажды вечером ребе, после загородной прогулки, возвращался домой через один из таких кварталов. Сторож его заметил и, окликнув, велел остановиться. - Извините, ребе, - сказал он, когда Нафтали подошел ближе и стал виден в свете газового фонаря, - не признал вас в потемках. Ребе улыбнулся и спросил: - На кого ты работаешь? Сторож ответил, а потом задал тот же вопрос: - А на кого этим вечером работаете вы, ребе? Этот простой, казалось бы, вопрос совершенно ошеломил ребе Нафтали. Он отступил на шаг и пробормотал: - Я сейчас ни на кого не работаю. Затем он начал ходить взад-вперед, о чем-то мучительно размышляя. А потом, внезапно остановившись, спросил: - Пойдешь ко мне на службу? - Я? - удивился мужчина. - Но я всего лишь сторож, охраняю имущество разных хозяев и ничего не смыслю в делах, которыми занимаются ребе. Чем вам-то я могу быть полезен? - Тем же, что делаешь сейчас. - сказал ребе. - Ценнейшее мое имущество - это душа. И чтобы уберечь ее, я должен работать на Бога. - А я что должен буду делать? - Напоминать мне об этом. Слово «помни» встречается в Библии сто двадцать пять раз. Еврейский философ и библеист Мартин Бубер называет такие слова ключевыми - они часто повторяются в тексте специально, чтобы указать на некую важную истину. Что значит помнить? Может сложиться впечатление, что акцент на этом слове свидетельствует о чрезмерном внимании к прошлому, граничащем с одержимостью. Получается, что Тора якобы призывает нас жить в давно ушедшем, подстраиваться под него и считать, будто старое выше нового? Но что такое воспоминания? Можно ли вспомнить прошлое, находясь в нем самом? Конечно, нет. Воспоминание, сам его акт - всегда в настоящем. Ведь прошлое уже безжизненно. Однако можно так «обработать» настоящее, чтоб оно выглядело под старину, с естественной, будто бы, «патиной времен». Можно подражать традиционным образцам мысли и действия, ощущая себя преемником седой древности. Таково неотъемлемое свойство любой нормативной религии: согласованность настоящего с прошлым. Но давайте взглянем на иное значение слова «помнить». Ребе Нафтали не только стремился помнить прошлое, но и хотел, чтобы ему напоминали о настоящем. Ему нужен был некто, кто постоянно бы возвращал его в текущий момент вопросом: для кого ты работаешь? Для себя или для Бога? Один из современных западных мистиков - Эндрю Харви - советует носить в кармане небольшой предмет-символ, как напоминание о необходимости свершать священную работу в каждый миг. Тора предписывает носить кисти в уголках одежды, не дающие забыть о Боге и божественном (Числа 15:38). Учитель дзэн буддизма Тик Нат Хан, уроженец Вьетнама, рекомендует использовать в качестве сигнала для возвращения в настоящее звонок телефона. Ребе Нафтали нанял себе сторожа. А что делаешь для этого ты? |
|
Всего комментариев: 0 | |