13:47 Самые разные притчи - 249 |
"Ничего нового":
Ребе Менахем Мендль из Витебска основал хасидскую коммуну в Тиверии (север нынешнего Израиля). Его ученики, перебравшиеся в Эрец Исраэль(1), надеялись, что скоро придет Машиах(2) и освободит еврейский народ из галута(3). Через несколько месяцев после того, как была основана община, какой-то проказник взобрался на гору Олив(4) и громко протрубил в шофар(5), тем самым сигнализируя о приходе Мессии. Слух об этом в мгновение ока разнесся среди евреев, которые с нетерпением ожидали великих событий. Люди оставили работу и домашние хлопоты. Никто не думал ни о чем, кроме явления Мессии. Когда весть о Мессии достигла Тиверии, хасиды ребе Менахема Мендля прибежали к нему с этой новостью. — Ребе! На Оливовой горе прозвучал шофар! Машиaxпришел! Хасиды ожидали, что их учитель запрыгает от радости. Однако к их изумлению ребе Менахем Мендль медленно поднялся из-за рабочего стола и направился к окну. Он распахнул деревянные ставни, высунулся из окна и глубоко втянул воздух носом, словно принюхиваясь к аромату пекущегося по соседству пирога. Затем он закрыл ставни и повернулся к своим ученикам. — Друзья мои, — обратился к ним ребе, — мне очень хотелось бы, чтобы вы оказались правы, но боюсь, что Машиах пока еще не с нами, ибо я не унюхал в воздухе ничего нового. 1. Эрец Исраэль — Земля Израиля. 2. Машиах — Мессия, Помазанник. Приход Мессии будет отмечен восстановлением дома Давидова, возвращением евреев в Израиль и торжеством мира, справедливости и гармонии по всей земле. 3. Галут (иврит) — «плен» или «изгнание». Изначально это слово использовалось только в отношении евреев, переселенных в 586 г. до н. э. в Вавилон, однако впоследствии слово галут стали относить ко всем евреям, живущим за пределами Святой Земли с тех пор, как в 70 г. н. э. их изгнали оттуда римляне. 4. Гора Олив (Масличная). — Традиция предрекает, что Мессия войдет в Иерусалим через Ворота Милосердия (Золотые Ворота), спустившись с горы Оливковых деревьев. Его приход будет сопровождаться воскрешением мертвых, похороненных на кладбище этой горы. 5. Шофар — бараний рог. Священный рог, в который трубят по самым разным поводам. Звук шофара служит призывом к покаянию и побуждает людей к признанию власти, справедливости и могущества Бога. «Чем пахнет» миг прихода Мессии? Он пахнет чем-то новым. А чем пахнет что-то новое? Ничем. Если что-то действительно ново, его нельзя сравнить ни с чем. Новое уникально, беспрецедентно и потому — неописуемо. Ребе Менахем Мендль принюхался и почувствовал привычные запахи жизни: давно знакомые запахи эго и бурлящих эмоций. "Тонкости":
Взял однажды Мулла в руки кирку и начал копать в саду яму. Пришёл сосед и спросил, что он делает. Мулла ответил: «Соседи всё поговаривают, как быть с землёй, сваленной после ремонта посреди улицы. Вот я и хочу весь этот мусор закопать сюда». «Хорошо, - сказал сосед, - ну а что ты будешь делать с тем щебнем, который ты выкапываешь из ямы?» Мулла рассердился: «Ну брат, в такие тонкости я не могу входить». "Три дервиша":
Много лет назад жили три дервиша - Як, Ду и Си. Первый дервиш пришел с севера, второй - с запада, третий - с юга. У них была общая цель: они стремились к глубокой истине и искали Путь. Первый, Як-баба, сидел и размышлял, пока у него не начинала болеть голова. Второй, Ду Ага, стоял на голове, пока у него не отнимались ноги. Третий, Си Каландар, читал книги, пока у него не шла из носа кровь. Наконец они решили объединить свои усилия. Дервиши удалились в уединенное место и стали сообща выполнять свои упражнения, надеясь таким путем сконцентрировать необходимое количество усилий, чтобы вызвать появление Истины, которую они называли Глубокой Истиной. Сорок дней и сорок ночей искатели упорно добивались своей цели. Наконец на сорок первый день, словно из-под земли, в вихре белого дыма перед ними возникла голова очень древнего старца. - Вы таинственный Хидр, проводник людей?! - воскликнул первый дервиш. - Нет, это Кутуб, столп мира, - возразил второй дервиш. - Вы оба заблуждаетесь, - вмешался третий, - я убежден, что это никто иной, как Абдель Измененный. - Я ни тот, ни другой, ни третий, - проревело видение. - Но я тот, кого вы можете представить. Сейчас, кажется, вы стремитесь к одной цели, которую вы называете Глубокой Истиной? - Да, о мастер, -. хором ответили дервиши. - Приходилось ли вам слышать когда-нибудь изречение: "Путей столько же, сколько человеческих сердец?" - спросила голова и, не дождавшись ответа, продолжала, - во всяком случае вот ваши пути: первый дервиш должен отправиться в Страну Дураков; второй дервиш должен разыскать Волшебное Зеркало, а третий пусть обратится за помощью к джинну Водоворота. Сказав так, видение исчезло. Оставшись снова втроем, дервиши принялись обсуждать случившееся не только потому, что хотели собрать как можно больше информации обо всем этом, прежде чем отправиться в дорогу, но также и потому, что хотя они следовали различными путями, каждый до сих пор верил только в один путь - в свой собственный, конечно. А теперь никто из них не мог бы с уверенностью сказать, что его путь наиболее полезный, пусть даже этот несовершенный путь отчасти способствовал появлению таинственного духа, имени которого дервиши так и не узнали. Первым покинул келью Як-баба. Вместо того, чтобы допытываться у каждого встречного, как он всегда делал, не живет ли где-нибудь поблизости какой-нибудь ученый человек, Як-баба теперь спрашивал, не знают ли они Страну Дураков. Наконец, спустя много месяцев, он повстречал человека, который объяснил ему, где находится эта страна, и Як-баба направился туда. Как только он вошел в Страну Дураков, он увидел женщину, тащившую на себе дверь. Дервиш приблизился к ней и спросил: "Женщина, почему ты это делаешь?". И женщина ответила ему: "Сегодня утром мой муж, отправляясь на работу, сказал мне: "Жена, в нашем доме много ценных вещей, смотри, чтобы никто не вошел в эту дверь". Когда я уходила, я взяла с собой дверь, так что уже никто через нее не войдет. А теперь позволь мне оставить тебя". - Хочешь, я расскажу тебе нечто такое, что избавит тебя от необходимости повсюду таскать за собой эту тяжесть? - спросил дервиш Як-баба. - Конечно, нет, - воскликнула женщина, - а если ты уж непременно хочешь помочь мне, то подскажи лучше, как сделать, чтобы дверь была не такой тяжелой. - Нет, этого я тебе сказать не могу, - ответил дервиш и они расстались. Пройдя еще немного, он увидел на обочине дороги толпу крестьян, которые в страхе жались друг к другу, таращась на огромный арбуз, выросший на поле. - Подобное чудовище мы встречаем впервые, - объяснили они дервишу, - оно, разумеется, вырастет еще больше и убьет всех нас. Но мы не решаемся даже приблизиться к нему. - Хотите, я кое-что расскажу вам о нем? - спросил дервиш. - Не будь дураком, - закричали они, - убей его, и мы тебя вознаградим. Но Мы не желаем ничего знать о нем! Тогда Як-баба вытащил из кармана нож, подошел к арбузу и отрезав ломоть, стал есть его. С криками и воплями ужаса они дали дервишу пригоршню монет. Когда он уходил, они сказали: - Пожалуйста, не возвращайся, почтенный убийца монстров. Не возвращайся, чтобы убить и нас подобным же образом! Так Як-баба стал постепенно понимать, что для того, чтобы жить среди дураков, надо научиться думать и поступать, как они. Спустя несколько лет ему удалось сделать несколько дураков разумными и в награду за это он достиг Глубокого Знания. И хотя он стал святым в стране дураков, обитатели этой страны помнили его только как человека, который разрубил зеленое чудовище и пил его кровь. Они пытались сделать то же самое, чтобы достичь Глубокого Знания, и .никогда не достигли этого. Тем временем второй дервиш, Ду Ага, отправился на поиски Глубокого Знания. Вместо того, чтобы повсюду разузнавать о местных мудрецах или новых упражнениях и позах, он теперь только спрашивал, не слышал ли кто о Волшебном Зеркале. Ду Ага получал множество ответов, которые только вводили его в заблуждение, пока наконец не осознал, где оно может быть. Оно было подвешено в одном колодце на тонкой, как волосок, нити и само было всего лишь частью, потому что было сделано из человеческих мыслей, а их было недостаточно для целого зеркала. Ду Ага перехитрил демона, охранявшего зеркало, посмотрел в него и попросил Глубокое Знание. В тот же миг он получил его. Дервиш обосновался в этом месте и долго и счастливо жил, обучая людей. Но так как его ученики не поддерживали той же степени концентрации мыслей, необходимой для постоянного обновления зеркала, оно пропало. Все же до сих пор некоторые люди глядят в зеркало, думая, что это и есть Магическое Зеркало Ду Аги, дервиша. Третий дервиш, Си Каландар, повсюду разыскивал джинна Водоворота. Этот джинн был известен под многими другими именами, но Каландар не знал об этом. В течение нескольких лет он не раз оказывался поблизости от джинна, но проходил мимо потому, что люди, к которым он обращался, либо не знали, что он джинн, либо не предполагали, что он связан с Водоворотом. И вот, спустя много лет, Си Каландар вошел как-то в одно селение. - О люди! - обратился он к толпе поселян, - не слышал ли кто-нибудь из вас о джинне Водоворота? - Мы никогда не слышали о джинне, - ответил ему кто-то из толпы, - но эта деревня называется Водоворот. Каландар повалился на землю и закричал: - Я не уйду отсюда до тех пор, пока джинн Водоворота не покажется мне! Джинн, притаившись поблизости, выскочил из своего укрытия и, закружившись смерчем, сказал: "Мы не любим чужих в нашем селении, о дервиш. Вот я пришел к тебе, что ты ищешь?" - Я ищу Глубокое Знание, - ответил Си Каландар, - и мне сказали, что при определенных обстоятельствах только ты можешь помочь мне обрести его. - Да, я в самом деле могу тебе помочь, - сказал джинн, - ты уже много сделал сам и тебе осталось только произнести такую-то и такую фразу, пропеть такую-то и такую песню, совершить такое-то и такое действие и воздержаться от такого-то и такого другого действия. Тогда Глубокое Знание станет твоим. Дервиш поблагодарил джинна и приступил к выполнению его программы. Прошли месяцы, затем годы, пока он научился правильно выполнять данные ему обряды и упражнения. Его усердие и сосредоточенность снискали ему репутацию достойного и благочестивого человека. Люди, наблюдая за ним, заражались его примером и начинали ему подражать. В конце концов дервиш достиг Глубокого Знания, оставив после себя группу преданных людей, которые продолжали идти по его пути. Они никогда не достигли Глубокого Знания, потому что начали с конца пути Си Каландара. Впоследствии, когда бы последователи этих трех дервишей ни встречались, одни говорили: "Вот мое зеркало. Глядите в него достаточно долго и в конце концов вы достигнете Глубокого Знания". - Принесите в жертву арбуз, - возражали им другие, - это приведет вас к цели, как привело некогда Як-бабу. - Ерунда! - прерывали третьи, - есть только один путь - это быть настойчивым в изучении и выполнении определенных упражнений, молитв и добрых дел. Три дервиша, достигнув в конце концов Глубокого Знания, обнаружили, что не могут помочь своим последователям, подобно тому, как пловец, уносимый стремительным потоком реки, видит на берегу человека, которого преследует леопард, и не может прийти к нему на помощь. |
|
Всего комментариев: 0 | |