Хромой и слепой Суфийская притча Хромой человек однажды вошёл в сераль (постоялый двор) и устроился там среди других посетителей. — Из-за моей хромоты я лишён возможности быстро передвигаться и не успею на султанский пир,— сказал он своему соседу. Человек, к которому он обратился, поднял голову и сказал: — Я тоже приглашён на пир, но мне ещё труднее попасть туда, чем тебе, потому что я слеп и не вижу дороги. Тут в их разговор вмешался третий посетитель. Он сказал: — Вдвоём вы располагаете средством достичь вашей цели, если только согласитесь воспользоваться этим средством. Слепой может отправиться в путь, неся на спине хромого. Вы должны использовать ноги слепого, чтобы идти, и зрение хромого, чтобы его направлять. Вот так эти двое достигли конца пути, где их ожидал невиданный доселе пир. По дороге они остановились на отдых в другом серале. Здесь они повстречали ещё двух несчастных, которые также хотели попасть на пир и не могли. Слепой и хромой стали им объяснять свой метод, но один из этих людей был глухим, а другой немым. Немой слышал их объяснения, но не мог передать их своему приятелю. Глухой мог говорить, но ему нечего было сказать. Эти двое не попали на пир потому, что в это время поблизости не оказалось того третьего человека, который прежде всего объяснил бы им особенность их трудности, а уж потом подсказал бы, как эту трудность преодолеть. Мышепоклонничество Суфийская притча Как-то раз мыши удалось пройти к источнику знания. Кто выпьет из него, у того исполняется самое заветное желание. А ещё он может осуществить одно желание сверх того. Мышь выпила и пожелала, чтобы она могла понимать речь людей, если только у людей есть речь. По прошествии некоторого времени, которое она провела, слушая, что говорят люди, она пожелала лишиться этой своей новой способности. Остальные мыши стали спрашивать её: — Что же такого ужасного ты услышала в речи людей? Поначалу мышь не могла заставить себя даже думать на эту тему. Но они никак не желали отставать от неё, и, наконец, она произнесла: — Не думаю, чтобы вы поверили мне, но то, что я скажу — чистая правда. Люди воображают, что Бог — такой, как они, что он обладает свойствами человека, а не мыши! Вся мышиная аудитория была шокирована до глубины души. Когда самые рассудительные немного оправились от негодования, то спросили: — Но неужели нет никого, кто думал бы иначе? — Есть, но их теории так же чудовищны, как и у всех остальных. — Всё равно, расскажи нам о них, — вскричали мыслители, — чтобы мы имели полную информацию об этом удивительном факте! — Ну что ж… К примеру, существуют такие, кто воображает, что их религиозные понятия описывают состояния ума. — Довольно! — вскричали некоторые члены мышиного собрания. — Это безумие может вызвать эпидемию сумасшествия, и даже Мыше-бог не в состоянии будет защитить нас от него! — Довольно! — завопили другие. — Это может дать мышепоклонникам шанс реанимировать чушь под названием «религия» на том основании, что она первоначально носила функциональный характер. — Я же сразу сказала вам, что это чудовищно, — заключила мышь, вернувшаяся от источника знания. Горящий дом богатого старца Буддийская притча В одном государстве — в городе или селении — жил старец. Он был очень преклонных лет, и богатства его были несметны: множество полей, домов, а также рабов и слуг. Его собственный дом был огромным и просторным, но имел только одни двери. Людей в нём жило много — сто, двести или даже пятьсот человек. Однако залы и комнаты пришли в упадок, стены-перегородки рушились, опоры прогнили, стропила и балки угрожающе перекосились. И вот с каждой стороны внезапно вспыхнул огонь, и пламя охватило весь дом. Дети старца — десять, двадцать или тридцать человек — находились в этом доме. Старец, увидев, что со всех четырёх сторон запылал большой огонь, очень испугался и подумал: «Хотя сам я могу спокойно выйти из этих охваченных пламенем дверей, но дети радостно играют и не чувствуют опасности, не знают о ней, не подозревают и не испытывают страха. Огонь приближается, он охватит их и принесёт мучения и боль, но беспокойства в их мыслях нет, и они не собираются выходить из дома!» Этот старец подумал так: «У меня есть сила в теле и руках, но выведу ли я их из дома с помощью монашеских одеяний или стола?» И ещё подумал: «В этом доме только одни двери, к тому же они узки и невелики. Дети малы, ещё ничего не осознают и очень любят место, где играют. Воистину, они все попадают и сгорят в огне! Воистину, я должен сказать им об опасности: «Дом уже горит! Быстрее выходите, и огонь не принесёт вам вреда!» Подумав так, старец, как и собирался, сказал детям: — Быстрее выходите из дома! Хотя отец, жалея детей, взывал к ним добрыми словами, дети радостно играли, не верили ему, не подозревали об опасности, не чувствовали страха и, конечно, не думали выходить. Они не знали, что такое огонь, что такое дом и что значит «потерять». Играя, они бегали и взад и вперёд, поглядывая на отца. В это время старец подумал: «Этот дом охвачен великим огнём. Если я и дети сейчас не выйдем, непременно сгорим. Сейчас я придумаю уловку и с её помощью смогу избавить детей от опасности». Отец, зная, о чём раньше думали дети, какие редкие игрушки каждый из них любит, к каким диковинным вещам они привязаны и что их радует, сказал им: — Вы любите, редкостные вещи, которые очень трудно достать. Если вы сейчас не возьмёте их, то потом непременно пожалеете. За дверями стоят повозка, запряжённая бараном, повозка, запряжённая оленем, и повозка, запряжённая быком, и вы будете с ними играть. Быстрее выходите из этого горящего дома, и я, выполняя ваши желания, воистину все их вам вручу! В это время дети, услышав, о каких редкостных игрушках говорит отец, и, захотев получить их, изо всех сил, обгоняя друг друга, наперегонки выбежали из горящего дома. Старец увидел, что дети смогли выйти из дома и все сидят в безопасности на росистой земле посреди четырёх дорог, ни о чём не беспокоясь, а их сердца полны радостью и восторгом. И вот дети, обратившись к отцу, сказали: — Отец, дай нам обещанные ранее игрушки. Хотим, чтобы ты вручил нам сейчас повозку, запряжённую бараном, повозку, запряжённую оленем, и повозку, запряжённую быком. В это время старец подарил каждому ребёнку по одинаковой большой повозке. Эти повозки были высоки и обширны, украшены всеми возможными драгоценностями, с перилами, с колокольчиками по четырём сторонам и занавесями, которые также были украшены различными редкостными драгоценностями, с нитями драгоценных камней, с гирляндами из цветов, выстланные прекрасными коврами, с красными подушками и запряжённые белыми быками. Шкура у них была белая, формы красивые, сила огромная. Шли они ровным шагом, но скорость была как у ветра. Сопровождало их множество слуг. Почему? Старец обладал неисчислимыми богатствами, все амбары и сокровищницы его были заполнены и переполнены. Думал он так: «Моим богатствам нет предела. Воистину, я всех их люблю одинаково. У меня есть эти большие повозки, сделанные из семи драгоценностей, число их неизмеримо. Воистину, я должен каждому сделать подарок без различий. Почему? Если даже я раздам эти вещи всем в этой стране, то недостатка не будет. А что уж говорить о моих детях!» В это время дети сели в большие повозки. Они обрели то, чего никогда не имели и что, конечно, не надеялись получить.
|