"Самое трудное": Однажды Диогена спросили: – Что труднее всего на свете? – Познать самого себя и скрывать свои мысли, – ответил он. Ученику, который очень боялся совершить ошибку, Мастер сказал: - Самую большую ошибку совершает тот, кто не ошибается, — он не стремится к новизне. "Трапеза в Присутствии Бога": Ребе Барух, Маггид из Рики, был Меламедом(1) в доме ребе Леви Ицхака из Бердичева. Когда пришло время возобновлять их договор, Леви Ицхак внес в него пункт, согласно которому Баруху предоставлялось право есть с ним из одной тарелки — это была большая честь. И тот попросил дать ему время подумать. В это время в Бердичеве гостили два прославленных мудреца — ребе Элимелех из Лизенска и его брат, ребе Зуся из Аниполя. Барух решил посоветоваться с ними, стоит ли ему есть из одной тарелки со своим наставником -ребе. Когда он приблизился к двери комнаты на чердаке, где остановились братья, то услышал, как Элимелех говорит Зусе: — Тора учит: «И пришел Аарон и все старейшины Израиля есть хлеба с тестем Моисеевым пред Богом»(2) . Мудрецы и знатоки Талмуда задаются вопросом, почему Тора говорит «пред Богом», когда следовало бы сказать «пред Моисеем». И они же сами отвечают на свой вопрос, утверждая, что согласно Торе всякий, кто ест вместе с — И вот, брат мой, — продолжал Элимелех, — это толкование вызывает у меня кое-какие вопросы. Неужели эти мудрецы могли сомневаться в том, что они едят пред Богом? Ведь вся Вселенная полна Им(3), поэтому всякий, кто ест, ест «пред Ним» — в Его Присутствии. На мой взгляд, они в действительности задаются вопросом, понимал ли сам Аарон, что он ест в Присутствии Бога, или его отвлекало от этой истины то обстоятельство, что он ел в присутствии самого Моисея. Услышав такие слова, Барух вернулся к своему ребе и с почтением отклонил его лестное предложение. — Иногда, — сказал он, — есть в присутствии цадика(4) неразумно. 1. Меламед— воспитатель. 2. Исход 18:12. 3. Псалом 72:19. 4. Цадик (от цедек — «справедливость») — праведник, святой. Хасиды считали своих ребе цадиками. Мир полон Богом. Бог — самая сущность реальности. Он пребывает во всех вещах, со всеми вещами и в качестве всех вещей. Он присутствует в мире, как влага в воде. Мы не осознаем Бога, так же как птица не осознает воздух или рыба — море. Именно поэтому люди стремятся к самой суровой духовной дисциплине: нам нужно сделать что-нибудь необычное, чтобы в конце концов открылись глаза на самое обыкновенное. Но иногда мы слишком увлекаемся дисциплиной и забываем, что она служит лишь путем к чему-то другому. Именно в этот момент духовность и религиозность превращаются в идолопоклонство; знак заменяет собой вещь, на которую он указывает. В хасидизме ребе — это дверь к Богу. Приглашение ребе Леви Ицхака ребе Баруху было приглашением приблизиться к Господу. Барух колебался, принять ли предложение, и ребе Элимелех напомнил ему, что некоторые проникаются таким почтением к двери, что забывают в нее войти.
|