Четыре дурака Индийская притча Однажды падишах проводил время в беседе с Бирбалом, и вдруг ему в голову пришла мысль: «На свете нет числа дуракам, но мне хочется увидеть четырёх самых глупых, чтобы глупее их никого не было». — Бирбал! Сыщи мне четырёх глупцов, да таких, чтобы глупее их никого не было. Бирбал пошёл исполнять приказ Акбара. Шёл он, шёл по дороге и вышел за городские ворота. Вскоре Бирбалу встретился человек, который не шёл, а бегом бежал. В руках человек держал блюдо со сладостями и бетелем, лицо его светилось радостью. — Почтенный, куда это ты спешишь, от радости ног под собой не чуя? И кому несёшь все эти вкусные вещи? Задержись ненадолго и открой мне свою тайну, — сказал Бирбал. Сначала человек отказался, боясь опоздать, но Бирбал стал настаивать, и тот нехотя ответил: — Я действительно опаздываю, но раз вы так просите, придётся объяснить. Моя жена вышла замуж за другого. Она родила от него ребёнка, и как раз сегодня они празднуют двенадцатый день его рождения (на двенадцатый день исполняются торжественные обряды). Меня пригласили на праздник, и я несу подарки. Бирбал назвал себя и задержал человека. — Иди со мной. Когда я отпущу тебя, пойдёшь своей дорогой. Человек испугался, услышав имя Бирбала, и волей-неволей пришлось ему идти с ним. Пошли они вдвоём по дороге. В скором времени встретился им человек верхом на кобыле, державший на голове охапку травы. Бирбал спросил у всадника: — В чём дело, братец, почему ты взвалил груз себе на голову, а не на спину кобыле? — Видите ли, какое дело, ваша милость, кобыла у меня жеребая, а в такое время её негоже тяжело нагружать. Ведь она уже везёт меня, разве этого мало? Бирбал и этого человека привёл к падишаху. — Владыка мира! Вот все четыре дурака и в сборе. — Но я вижу только двух, — ответил падишах. — Третий — это вы, ваше величество, которому невесть зачем понадобилось увидеть таких редкостных глупцов, а четвёртый — я, который разыскал их и привёл к вам. Ответ Бирбала рассмешил падишаха, а когда он узнал о глупых поступках тех двух, то хохотал до слёз. Крестьянин и лев Суфийская притча от Руми Как-то один крестьянин, закончив все свои дневные дела, завёл быка в хлев и запер его там на засов. А ночью в селение пришёл лев и, забравшись через крышу в хлев, сожрал быка. Разморившись от сытной еды, он прилёг в хлеве на месте, где лежал бык, и задремал. Крестьянин ночью вдруг решил проверить, всё ли в порядке в его хозяйстве, и увидев, что засов стоит на месте, смело заглянул в хлев. Льва он в темноте принял за быка и стал гладить ему бока. Лев же решил не разубеждать хозяина и лежал смирно, подумав при этом: «Благодари Бога, мужик, что здесь темно, а то бы ты уж нахлебался страха!». Коза Суфийская притча Некогда была на свете страна, где почти совсем не знали коз. Надо заметить, что слышали о них все, однако до тех пор коз никогда ещё туда не завозили. Вот почему поголовно все в этой стране так много думали и размышляли о козах. Недостаток достоверных сведений не мешал учёным той страны собирать, сравнивать, отсеивать и преувеличивать все обрывки сведений, которые к ним попадали. Те, кого увлекала идея существования коз — что вполне естественно при таком положении дел — звались «верующими». В результате сосредоточения интеллектуальной и эмоциональной жизни вокруг изучения коз, буквально каждый считал себя обладателем основательного знания о них. Некоторые полагали даже, что последнее слово в области знания о козах уже сказано. В один прекрасный день границу этой очаровательной страны пересёк человек. Он вёл с собой козу. — Она наша по праву! — заявили священнослужители-«козопоклонники». — Она наша, мы будем изучать её! — объявили учёные-«козологи». — Она наша, мы съедим её! — завопили остальные — те, кто не смог придумать ничего лучше. Обладатель козы изумился и сказал: — С какой это стати она может быть вашей, когда она моя? Если она так вам нравится, купите её у меня и делайте с ней всё, что хотите. Кто-то взвизгнул: — Как можно продавать нечто столь значительное и редкое, как коза? И по этой, а также по другим причинам было решено, что данное животное — не коза. Но одновременно это, естественно, означало, что его обладатель — мошенник. Животное выглядело именно так, как, по их сведениям, должна выглядеть коза, но это, несомненно, была фальшивка. Учёные и законники постановили, что этот человек должен быть наказан, и бросили его в тюрьму. Козу поместили на помост, дабы проверить её сверхъестественные свойства, а также для изучения общественного мнения по её поводу. Лишённая пищи, она стала чахнуть и, в конце концов, издохла. Это послужило доказательством того, что она не являлась подлинной козой, и что это животное было для жителей данной страны бесполезно.
|