Узкий воротник /
Притча в изложении Ошо /
Вы не можете понять, как страдает Иисус или Будда, глядя на вас, пьяных этим миром, совершенно не жаждущих Божества, не жаждущих Истины; живущих во лжи и верящих в ложь, как будто это истина — и теряющих, теряющих всё ради ничего. Тогда получается, что мельчайшие мелочи могут стать препятствием.
Случилось так, что один человек сильно заболел. Его болезнь состояла в том, что он всё время чувствовал, что его глаза готовы выпрыгнуть, и в ушах у него постоянно звенело. Постепенно это довело его до бешенства, потому что это продолжалось ежедневно.
И он обратился к врачам. Один врач посоветовал удалить аппендикс, и ему удалили аппендикс, но ничего не изменилось. Другой посоветовал вырвать все зубы. Ничего не изменилось. Тогда кто-то ещё посоветовал удалить ему гланды. И ему удалили гланды, но опять ничего не изменилось. Тогда он обратился к самому лучшему из известных ему врачей. Врач осмотрел его и сказал:
— Ничего нельзя сделать, потому что невозможно найти причину болезни. Вы проживёте ещё самое большее шесть месяцев. Я должен быть откровенен с вами, потому что всё, что можно было сделать, уже сделано.
Этот человек вышел из кабинета врача и подумал: «Если мне осталось жить только шесть месяцев, почему бы не прожить их хорошо?» Он был скуп, и никогда не жил хорошо. И вот он заказал самую новую и большую машину, купил прекрасное бунгало, заказал тридцать костюмов, он распорядился даже, чтобы рубашки ему шили по мерке.
Он пришёл к портному, тот измерил его и сказал:
— Рукава — тридцать шесть, ворот — шестнадцать.
Этот человек возразил:
— Нет, пятнадцать, я всегда ношу пятнадцать!
Портной снова измерил его и сказал:
— Шестнадцать!
Он сказал:
— Но я всегда носил пятнадцать!
Портной сказал:
— Ладно, как хотите, но я скажу вам — у вас будут вылезать глаза и звенеть в ушах!
И это было причиной его болезни! Вы упускаете Божество не по очень важным причинам. Нет! Просто воротник пятнадцатый — и глаза не могут видеть, они норовят выскочить; и уши не могут слышать, в них звенит. Причина болезни человека проста: он привязан к мелочам.
Пророк-помещик /
Хасидская притча /
Баал Шем Тов часто беседовал с Илияху ха-Нави (Ильёй-пророком). Его ученики постоянно умоляли допустить их хотя бы на одну из таких встреч, он же долго отказывал им, однако в конце концов всё же пообещал исполнить просьбу.
Как-то раз в пятницу ближе к вечеру Бешт по своему обыкновению направлялся вместе с учениками за город, чтобы поприветствовать Невесту-Субботу. И вдруг остановился и, пошарив по карманам, сказал:
— Хотелось закурить, но вот беда — забыл трубку дома. Может, кто из вас одолжит мне свою?
Ни у кого трубки не оказалось. Тогда Бешт попросил, указав на гулявшего неподалёку польского помещика:
— Пожалуйста, спросите у этого пана, не одолжит ли он мне трубку.
Польская знать, как правило, всячески избегала общения с евреями, но этот господин повёл себя на удивление приветливо и направился вслед за хасидами к их учителю, чтобы лично вручить ему трубку. Собственноручно набил её табаком и высек искру кресалом. Попыхивая дымком, Бешт расспрашивал пана, каков урожай в этом году и много ли зерна нынче намолотили. Ученикам довольно скоро их разговор наскучил, и они отошли в сторонку.
А когда помещик ушёл, хасидим снова присоединились к учителю.
— Ну вот, — сказал Бешт, — своё обещание я выполнил. Этот пан и был пророк Илия.
— Как же так! — вскричали ученики. — Почему ты нас не предупредил?
— Если бы вы не отнеслись к нему так пренебрежительно, то поняли бы смысл тех вопросов, что я ему задал. Спрашивая об урожае этого года, я интересовался, много ли людей устремились душой к Небесам. А спрашивая о намолоченном зерне, выяснял, снискали ли наши молитвы милость и благодать Божью.
— И что же он тебе сказал? — спросили ученики озадаченно.
— Что сказал, то сказал, — ответил Бешт. — Слушать надо было.
|