22:15 Самые разные притчи |
Здесь нет прислугиДзэнская притчаМонах Тяньхуан Даоу как-то пришёл к наставнику Шитоу Сицяню и спросил: — Если отбросить в сторону методы обучения через медитацию и через мудрые рассуждения, то как вы, наставник, передаёте последователям суть Чань? Шитоу ответил: — Здесь нет прислуги, кого же я должен отбросить в сторону? — Ну а что такое просветление? — продолжал вопрошать Даоу. Но Шитоу задал встречный вопрос: — А можешь ли ты постичь «пустоту»? — Такого постижения сегодня ещё нет во мне, — сказал Даоу. Шитоу покачал головой: — О, я даже и не заметил, как ты стал человеком, что перешёл на другой берег! Даоу поспешно ответил: — О, нет, я не человек с другого берега! Ведь если есть «другой берег», то есть и «этот берег». Но если вы так говорите, может быть вы видите какие-то следы, оставленные мною. Неужели, вы видите то место, куда я пришёл? — Да я и раньше знал то место, куда ты забредёшь, — заметил Шитоу. — Да как же можете, вы, монах, возводить на меня напраслину? — ответил Даоу. — Так ты ещё сохраняешь свой взгляд на это тело, — сказал Шитоу, указав пальцем на Даоу. Даоу, опустив голову, призадумался на некоторое время и произнёс: — Хоть и знаю, что это так, но всё-таки скажите, как вы наставляете людей, следующих за вами? — Да кто тут вообще следует за мной?! — прокричал Шитоу. После этих слов Даоу сразу же испытал просветление, а душа его очистилась от мирской скверны.
Что за речи: «Обучение через медитацию», «Обучение через философские рассуждения», «Предшественники», «Последователи»! Чаньское сердце монаха Даоу покрыто ещё таким толстым слоем мирской пыли! Живя в этом мире, карабкаясь вверх и падая вниз, нелегко избежать загрязнения вульгарными рассуждениями. Не лучше ли вдохнуть полной грудью наполненный смыслами ветер Чань, вслушаться в чарующие мелодии своего сердца, смахнуть с себя всю пыль, отбросить все тревожащие мысли — вот вам «тайное предписание», как упорядочить свою жизнь! Чань рассматривает три классических типа обучения (сань сюэ): «Обучение через медитацию» (дин сюэ), «Обучение через философские рассуждения» (чжэ сюэ) и «Обучение через дисциплину». Первый тип предусматривает долгие сеансы сидячей медитации (дхиана или самадхи), второй — соблюдение базовых правил и запретов, которые должны уберечь человека от ошибок, вызываемых неправедными речами, поступками и мыслями. Третий тип обучения через «мудрые рассуждения» предусматривает постижение самого учения и разрешение сомнений. Два гвоздяХристианская притчаБыли в одной комнате два Гвоздя. На одном висела икона, а другой держал большое старое зеркало. Гвоздь, на котором висела икона, был очень важным и всегда превозносился над своим собратом. Он постоянно упрекал его, что тот далёк от веры, не молится, не постится и вообще непонятно зачем живёт. А Гвоздь, на котором висело зеркало, только виновато вздыхал и молча держал свою нелёгкую ношу. Он давно был готов провалиться сквозь пол от этих упрёков. Но тогда бы разбилось зеркало. А в него ведь смотрелись люди, приводя себя в порядок, прежде чем выйти из дома на работу или в тот же храм. Ради этого Гвоздь и висел, терпя все нападки. И даже не понимал, насколько он выше своего собрата, несмотря на то, что тот висел почти под потолком и держал на себе икону! Грешные мыслиХристианская притчаОдин праведный человек по имени Лавр оставил своё село и ушёл в горы, искоренив в душе своей все свои желания, кроме желания посвятить себя Богу и попасть в Царство Небесное. Несколько лет Лавр провёл в посте и молитвах, думая только о Боге. Когда он снова вернулся в село, все односельчане подивились его святости. И все его почитали как истинного человека Божия. И жил в том селе некто по имени Фаддей, который позавидовал Лавру и сказал односельчанам, что и он может стать таким же, как Лавр. Тогда удалился Фаддей в горы и стал в одиночестве изнурять себя постом. Однако через месяц Фаддей вернулся обратно. И когда односельчане спросили, чем он занимался все это время, он ответил: — Я убивал, крал, лгал, клеветал на людей, превозносил себя, прелюбодействовал, поджигал дома. — Как это может быть, если ты был там один? — Да, телом я был один, но душой и сердцем я всё время был среди людей, и чего не мог делать руками, ногами, языком и телом своим, делал мысленно в душе. |
|
Всего комментариев: 0 | |