23:08 Самые разные притчи | ||
Слава праведника или богатствоДаосская притча от Чжуан-цзыЦзы-Чжан спросил человека по прозвищу Довольствующийся Малым: — Почему вы не печётесь о благонравном поведении? Если вы будете вести себя так, к вам не будет доверия, а если к вам не будет доверия, вам не доверят должность. А если вам не доверят должность, у вас не будет и прибытка. Посему исполнение долга — верный способ приобрести богатство и славу. Но даже если вы отречётесь от славы и богатства в своём сердце, разве сможете вы хотя бы на один день пренебречь благонравным поведением? Довольствующийся Малым ответил: — Не имеющий стыда быстро богатеет, а внушающий доверие быстро добивается известности. Бесстыдство и доверие — первое средство приобретения славы и выгоды. А те мужи, которые отрекаются от славы и богатства в своём сердце, не следуют ли в своём поведении небесному началу? Цзы-Чжан сказал: — В старину Цзе и Чжоу почитали как сыновей Неба, они владели богатствами всей Поднебесной, а теперь, когда бранят какого-нибудь стяжателя, говорят: «Ты поступаешь, как Цзе и Чжоу», — а он стыдится и негодует — ведь таких презирает даже мелкий люд. Конфуций и Мо Ди были бедны, как простолюдины, а нынче попробуйте сказать царскому советнику: «Вы поступаете, как Конфуций и Мо Ди», — он смутится и скажет, что недостоин такой похвалы, ибо перед этими мужами все преклоняются. Выходит, облечённый властью Сына Неба не обязательно почитаем в свете, а простолюдин, живущий в бедности, не обязательно презираем светом. Различие между почитанием и презрением проистекает из разницы между поведением благонравным или порочным. На это Довольствующийся Малым возразил: — Мелких воров сажают в темницу, большим ворам дают знатные титулы. А в домах знатных людей как раз и обретаются мужи, толкующие о справедливости. В старину Сяобо, носивший царский титул Хуань-гуна, убил старшего брата и вошёл к его жене, а а гуань Чжун стал его советником. Тяньчэн Цзы-Чан убил своего государя и присвоил его царство, а Конфуций принял от него шёлк, высланный ему в подарок. В своих речах они осуждали тех людей, но в поступках своих унижались перед ними. Их слова и поступки, должно быть, вечно сталкивались друг с другом в их сердцах. А потому в книгах так записано:
Тут Цзы-Чжан сказал: — Если не поступать согласно приличиям, не будет разницы между родичами и чужаками, не будет желания исполнить долг и у знатных, и у презренных, не будет порядка в отношениях между старшими и младшими. Как же тогда поддерживать Пять Устоев и Шесть Отношений? — Когда Яо убил своего старшего сына, а Шунь обрёк на изгнание младшего брата, соблюдалось ли различие в отношениях между родичами и чужаками? — возразил Довольствующийся Малым. — Когда Тан отправил в ссылку Цзе, а У-ван пошёл походом на Чжоу, исполняли ли свой долг знатные и презренные? Когда Ван Цзи захватил власть, а Чжоу-гун убил своего старшего брата, соблюдался ли порядок в отношениях между старшими и младшими? Кто сможет разобраться в Пяти Устоях и Шести Отношениях после притворных речей конфуцианцев и рассуждений Мо Ди о всеобщей любви? И потом: вы действуете ради славы, а я действую ради выгоды, но ни слава, ни выгода не сообразуются с истиной, не обретаются в Пути. Так попросим рассудить нас Свободного от Условностей. Свободный от Условностей сказал: — Низкий человек жертвует собой ради богатства. Благородный муж жертвует собой ради славы. То, что движет их чувствами, влияет на их нравы неодинаково, но если бы они оставили своё занятие и посвятили себя тому, чем не занимаются, в этом они были бы совершенно одинаковы. Поэтому говорят: «Не будь низким человеком, вернись к Небесному. Не старайся быть благородным мужем, следуй Небесной истине».
У биганя вырезали сердце, у Цзысюя вырвали глаза — их довела до этого преданность государю. Чжицзюй доносил на отца, Вэй Шэн утонул — виной тому была их честность. Бао-цзы стоял, пока не высок, Шэнь-цзы не сумел защитить себя — так навредила им их порядочность. Чэнь Чжун-цзы не виделся с матерью, Куан Чжан не встречался с отцом — таков вред любви к семейному долгу. И так происходило из века в век, так что муж, желающий правильно говорить и безупречно себя вести, непременно попадёт в беду! Коса и каменьПритча для детейНашла коса на камень. И начался, точнее, продолжился давний спор. — Вечно ты, камень, меня тупишь! — Нет, это ты всё время царапины на моих боках оставляешь! Поспорили-поспорили они и разошлись, чтобы продолжить свой спор во время нового сенокоса. Ведь спорить — куда проще, чем одному откатиться в сторону, а другой, понимая, что камню без посторонней помощи это невозможно, быть хотя бы немного внимательней в этом месте! Практика лучшеБуддийская притчаНекогда в Тибете жил знаменитый лама по имени Дром. Однажды Дром увидел человека, совершавшего обход ступы. — Обход ступы — хорошее дело, — сказал Дром. — Но практика ещё лучше. Человек подумал: «Ну, значит надо читать священные книги». Так он и поступил. Но однажды Дром увидел его за чтением и сказал: — Чтение священной книги — хорошее дело, но практика — ещё лучше. Человек подумал: «Похоже, и этого недостаточно. Теперь, если я займусь медитацией, это уж точно будет практика». Застав его за медитацией, Дром сказал: — Медитация — хорошее дело, но практика — ещё лучше. Человек изумился и спросил: — Как же надо практиковать? И Дром ответил: — Не привязывайся к этой жизни, заставь своё сознание стать практикой. | ||
|
Всего комментариев: 0 | |