00:09 Самые разные притчи |
Чему верить — глазам или носу?Восточная притчаКогда у судьи находился шут, к нему зашла женщина. Лицо её было закрыто чадрой, виднелись только очень красивые глаза. Женщина заплакала и начала жаловаться на своего обидчика. Тогда шут сказал судье: — Поверь ей! Сразу видно, что это несчастная душа. Её глаза свидетельствуют о том, что её обидели. Когда этот шут совсем расположил её к себе своими речами, она открыла лицо. И оказалось, что у неё вызывающий отвращение нос, плоский, как зуза. Присмотревшись к ней, шут сказал судье: — О нет, господин мой, не верь ей! Хотя эти глаза свидетельствуют о том, что её обидели, этот нос доказывает, что она лгунья и во всём виновата. Она не стоит того, чтобы её жалели. Янь Хой отказался от службыДаосская притча от Чжуан-цзыКонфуций сказал Янь Хою: — Хой, подойди ко мне! Твоя семья бедна, положения в обществе у тебя нет. Почему ты не идёшь на службу? — Не хочу служить, — отвечал Янь Хой. — У меня есть за городской стеной поле в пятьдесят му, и урожая с него мне хватает на кашу. А ещё у меня есть десять му земли на краю города, и этого мне хватает на полотно. Я играю в своё удовольствие на цитре, и мне доставляет радость изучать ваш Путь, учитель. Нет, я не пойду на службу! Лицо Конфуция стало серьёзным. — Твоя решимость превосходна, — воскликнул он. — Я слышал, что человек, знающий, где остановиться, не обременяет себя соблазнами; человек, знающий, откуда приходит довольство, не боится потерь; человек, поглощённый совершенствованием, равнодушен к своему положению в обществе. Давно уже я распеваю эти слова. И сегодня, наконец, увидел в тебе, Хой, их олицетворение. Как ты порадовал меня! Здесь и тамИндийская притчаПришёл однажды падишах в дарбар и сразу же приказал Бирбалу привести ему четырёх человек, да таких, чтобы про них можно было сказать: «Здесь — да, там — нет; здесь — нет, там — да; ни здесь, ни там; и здесь, и там». Бирбал тотчас отправился на поиски, очень скоро устроил всё, как надо и пошёл домой спать. На другой день он привёл к падишаху вешью, садху, нищего и богатого набожного горожанина. — Покровитель бедных! Вот перед вами те четверо, которых вы требовали. Взглянул падишах на людей и велел Бирбалу рассказать всё толком — как и почему. — Владыка мира! Эта блудница — ваше первое требование. Здесь, на этом свете, она получает всяческое удовольствие, но там, на том свете, вряд ли она его получит. Вот и выходит: «Здесь — да, там — нет». Второй — садху. Бедняга день-деньской ходит, бродит и всё же иной раз голодным спать ложится. Здесь он терпит горе, но зато после смерти, на небесах, ему воздаётся сторицей. Про него можно сказать: «Здесь — нет, там — да». Третий — нищий. Каждый день под новой личиной ходит он с сумой, незваный, от двери к двери, врёт и выдумывает, лишь бы выпросить подаяние да набить своё брюхо. Он и не помышляет о заслугах, о добродетели. Такому негодному человеку нигде нет счастья — «Ни здесь, ни там». Четвёртый — богатый, почтенный человек. Здесь у него всего в достатке. Он по нраву человек доброхотный, щедрый и на том свете, знать, тоже будет счастлив. Вот и получается: «И здесь, и там». Акбар, а за ним и все придворные поразились учёности Бирбала. Потом падишах одарил всех четверых — каждого по его заслугам — и отпустил. А богача сделал своим приближённым. |
|
Всего комментариев: 0 | |