12:28 Самые разные притчи |
Крестьянин и два сеньораИспанская притчаЖил на свете один крестьянин. Он столько слышал разных диковин про короля, что думал, будто король человек не как все другие, особенный. Очень хотелось крестьянину повидать короля, хоть раз в жизни, да своими глазами взглянуть. А столица далеко. Решил всё-таки крестьянин поехать в город — короля поглядеть. — Ты что, совсем спятил? — рассердилась жена. — На какую-то прихоть деньги тратить! Их у нас и так немного. Нечего тебе в столице делать! — А я заодно зайду там к брадобрею, зуб себе вырву. Знаешь ведь, зуб у меня часто побаливает, мочи нет терпеть. Долго не давал покоя жене крестьянин, в столицу да в столицу. Жене пришлось отпустить его. Идёт крестьянин, радуется. Но столица далеко, все деньги за дорогу чуть было не потратил. Пришёл крестьянин в Мадрид и в тот же день повидал короля, как тот из храма выходил. — Вот я глупый, — хлопнул себя по лбу крестьянин. — Король-то такой, как все, как я да остальные. И на что я только деньги потратил! Надо было жену послушать, по её совету поступать. Сосчитал деньги, а у него всего полреала осталось. Захотелось крестьянину есть, а тут на беду зуб разболелся. Остановился он около торговца пирогами, глядит на лоток и думает: «Если я зуб вырву, мои полреала брадобрею пойдут — тогда мне с голоду помирать; а если пирогов поесть, зуб ещё сильнее болеть станет, не доберусь я с ним до дому. Чем горю помочь?» Видит — идут мимо два сеньора. Заметили крестьянина, как он на пироги уставился, и спрашивают: — Сколько пирогов съешь за один присест? — Хоть сотню, — ответил крестьянин. — Врёшь ты! Сотню никто не съест. — Никто не съест, а я съем. Поднялся спор. Раззадорились сеньоры, а вокруг народ собрался. Наконец сеньоры говорят: — На что спорим? — Если не съем в один присест сто пирогов, рвите мне зуб. Посмеялись сеньоры, но согласились. Наелся крестьянин пирогов и говорит: — И вправду, сеньоры, больше не могу, ваша, видать, взяла. Сеньоры обрадовались, зовут брадобрея: — Вырвать этому мужику зуб! Брадобрей своё дело сделал. Сеньоры заплатили за пироги и за зуб, говорят людям: — Видали такого глупца? За несколько пирогов зуба лишился. — А всё же не глупее я вас, — отвечает крестьянин. — Вы мне и за пироги заплатили, которые я съел, и за больной зуб брадобрею заплатили. И от голода избавили, и от боли. А мои полреала так целыми и остались.
Фруктовая заповедьПритча неизвестного происхожденияВ одной пустынной стране деревья росли плохо и фруктов практически не было. Легенда гласит, будто Бог захотел, чтобы фруктов хватало на всех. Он сказал одному пророку: — Передай всему народу и будущим поколениям мой приказ: каждому человеку запрещается съедать больше одного фрукта в день. Запиши его в Священном Писании. Каждый, кто нарушит эту заповедь, будет считаться грешником, совершившим злодеяние против Бога и всего человечества. На протяжении многих веков люди беспрекословно следовали этому закону, пока учёные не нашли способ превратить пустыню в цветущий сад. Страна стала выращивать богатый урожай зерновых, разводить многотысячное поголовье скота. Ветви фруктовых деревьев склонялись от тяжести зрелых плодов. Однако за строгим соблюдением фруктовой заповеди продолжали следить религиозные и общественные организации страны. Любого, кто заявлял, что позволять фруктам гнить на деревьях — значит совершать зло против человечества, обвиняли в ереси и признавали врагом морали. Те, кто подвергали сомнению мудрость слова Божьего, руководствовались прежде всего логикой; о них говорили, что им недоставало веры и покорности, посредством которых можно познать истину. В церковных проповедях нарушителям закона давались крайне негативные оценки. Однако никогда не говорилось о тех, кто тщательно соблюдали закон, но вели нищенское существование, и тех, кто постоянно нарушали закон, а жили при этом припеваючи. Тем не менее, закон изменить уже было нельзя, потому что пророка, поведавшего о Божьем послании, уже давно не было в живых. Возможно, ему хватило бы смелости и разума прекратить действие закона в современных условиях, ведь он услышал слово Господа не для слепого исполнения, а для использования его в целях повышения благосостояния народа. В результате одни люди стали посмеиваться над законом и религией в целом. Другие нарушали его тайно, чувствуя при этом, что совершили нечто постыдное. Однако абсолютное большинство тщательно соблюдали закон и считали себя избранным лишь потому, что соблюдали нелепую устаревшую традицию, страшась изменить что-нибудь в своей жизни.
Наивысшее тщеславиеСуфийская притчаАбу Халил Фарфар сказал: — Наивысшее тщеславие состоит в том, чтобы полагать, что ты искренен в своём искании знания, тогда как в действительности ты ищешь личного удовольствия. — Но как может человек знать, не жертва ли он подобного недуга? — спросил один из присутствующих. Фарфар сказал: — Он не жертва недуга, если он удовлетворён тем вниманием, которое Мастер уделяет ему. Если он не теряет терпения, не получая этого внимания. Если его спокойствие не нарушается тем, что он видит, как Мастер уделяет своё внимание другим. И если он оценивает любое, малейшее слово или знак, исходящие от Мастера, как подобает, а именно, как если бы это было бесценное скрытое сокровище, существующее только для него. |
|
Всего комментариев: 0 | |