"Добрый и жадный":
| В давние времена жил в одном селении бедный старый человек, по имени Ханасака. Около хижины старого Ханасака росло красивое вишневое дерево. Как-то утром, когда и солнце еще не взошло, увидел Ханасака у своего дерева тощую бездомную собаку. Добрый Ханасака пожалел голодную собаку, накормил ее и оставил жить в своей хижине. Когда наступил месяц цветения вишен, Ханасака вышел из дома полюбоваться своим цветущим деревом. Позади Ханасака шла собака. Когда собака поравнялась с цветущей вишней, она вдруг бросилась под дерево и начала рыть лапами землю. - Не смей подрывать корни у дерева! - закричал Ханасака.- Ты погубишь мою любимую вишню. Но собака, не слушая хозяина, продолжала рыть землю. Рассерженный Ханасака подбежал к дереву и хотел ударить собаку, но в этот момент он увидел, что собака отрыла большой ларец. Удивился Ханасака и открыл осторожно на ларце крышку. Открыл - и глазам не поверил: ларец был наполнен серебряными монетами. В тот же день довольный Ханасака рассказал о своей находке соседям. А рядом с Ханасака жил богатый и жадный старик. Когда сосед узнал, что собака Ханасака нашла клад, он пришел к нему и сказал: - Какая у тебя хорошая собачка, Ханасака-сан. Очень хорошая! Позволь мне немного погулять с ней у себя в саду. Не захотел Ханасака огорчать соседа, разрешил погулять ему со своей собакой до заката солнца. Как только богач привел собаку в свой сад, он сразу же приказал: - Ищи клад! Но собака не стала искать клада. Она легла на дорожке, зевнула и закрыла глаза. - Ах ты, ленивая падаль! - закричал злобно богач и стал бить собаку палкой.- Ищи сейчас же клад! Вот тебе! Вот тебе! Избитая собака вскочила с дорожки, подбежала к хиноки (разновидность кипариса) и принялась скрести под ним землю. - Быстрее, быстрее рой! - торопил жадный богач, не отходя от собаки ни на шаг. И вдруг он увидел, что собака отрыла большой, покрытый ржавчиной ящик. - Клад! Я нашел клад! - закричал радостно богач и сорвал с ящика крышку. И тогда из ящика с шипом, визгом, писком выползли отвратительные змеи, ящерицы, пауки, жабы, летучие мыши. - Ах ты, подлая тварь! - завопил в ярости богач и так ударил собаку по голове, что та свалилась замертво. Жестокий старик вытащил мертвую собаку на дорогу, закопал под сосной и пришел к Ханасака. - Твоя собака сдохла,- сказал он сердито.- Я закопал ее под придорожной сосной... Долго стоял у могилы своей собаки печальный Ханасака. Потом он спилил сосну и сделал из нее ступку для зерна. - Каждый раз, когда я стану толочь зерно в этой ступке,- сказал Ханасака,- я буду вспоминать мою собаку. В тот же вечер Ханасака бросил в ступку горсточку риса. И как только он это сделал - свершилось чудо. Ступка сразу же наполнилась доверху рисом. Но самое удивительное началось потом: сколько бы Ханасака ни брал из ступки риса, она по-прежнему оставалась наполненной рисом. Вскоре все мешки в хижине Ханасака были наполнены отборным, очищенным рисом. Удивился богатый сосед: откуда у Ханасаки столько зерна? Пришел он к Ханасаке, поклонился, спросил ласково: - Откуда у тебя, почтенный Ханасака-сан, столько прекрасного риса? Простодушный Ханасака и на этот раз ничего не утаил от соседа, все рассказал ему. Тогда жадный сосед скорчил печальное лицо и стал просить: - Дорогой Ханасака-сан, одолжи мне на один вечер твою ступку. Только на один вечер. Весь мой рис съели мыши, и теперь дети мои умирают с голода. Поверил добрый Ханасака лжецу, дал ему волшебную ступку. Прибежал богач домой, насыпал в ступку зерно, начал толочь. И только он прикоснулся к ступке -свершилось чудо: из ступки поднялась туча ядовитых мух, комаров, шмелей, пчел, ос, москитов. И все они, непрерывно жужжа, кусали, царапали и жалили жестокого человека. Тогда богач схватил ступку и бросил ее в горящий очаг. Сгорела волшебная ступка, только кучка золы осталась от нее. На другой день Ханасака пришел к соседу, стал просить обратно свою ступку. Богач говорит: - Ступка твоя сошла с ума. Прыгнула в огонь и сгорела. Огорчился Ханасака: - Эта ступка была мне памятью о моей славной собаке. Дай мне хоть щепотку золы от сгоревшей ступки. - Бери,- сказал богач,- мне для тебя золы не жалко. Положил Ханасака щепотку золы на ладонь и пошел грустный домой. Была зима, и все деревья стояли покрытые снегом. И вот, когда Ханасака подошел к своей хижине, налетел ветер, сдунул с его ладони золу и осыпал ею вишню. И снова случилось невозможное. На глазах у всех вишневое дерево Ханасака покрылось нежными цветами. Когда об этом чуде узнал жадный сосед, он обрадовался. - Ну, теперь я разбогатею! - воскликнул он и, собрав всю золу от сгоревшей ступки, побежал во дворец правителя провинции. У дворца его остановила стража. - Доложите благородному правителю,- сказал богач,- что я могу заставить цвести среди зимы любое дерево в его саду. Доложила стража правителю о словах старика. Удивился правитель, вышел посмотреть на человека, который может зимой оживить его сад. Остановился правитель под яблоней, сказал: - Заставь цвести сейчас эту яблоню, и я щедро награжу тебя. Жадный богач проворно залез на яблоню и, недолго думая, высыпал на ее ветви полную шапку золы. Золы было столько, что она залепила правителю глаза, забилась в нос, в уши, в рот. А дерево, каким было, таким и осталось. - Это обманщик! - воскликнул сердито правитель.- Эй, стража! Схватить его! Стража стащила богача с яблони и так избила его палками, что он еле живой добрался до своего дома. С тех пор этот человек даже близко не подходил к хижине Ханасака. "Безумный принц":
| Ребе Нахман из Брацлава рассказывал такую притчу: В некоем государстве у сына короля случилось душевное расстройство, и он вообразил себя индюком. Сбросил одежду и, совершенно голый, забрался под стол, где и стал жить, питаясь упавшими на пол крошками. Король призвал лучших лекарей, но никто не совладал с болезнью. Вскоре в столице появился странствующий мудрец. Прослышав о таком горе, он предложил королю свои услуги, и тот согласился. Придя во дворец, мудрец разделся, забрался под стол к принцу и, поклонившись, представился заезжим индюком. Они подружились. Несколько недель спустя мудрец велел принести им одежду и стал как ни в чем не бывало одеваться. - Что ты делаешь? - стал удивленно квохтать принц. - Мы же - индюки. Ходим голые. - Но ведь нет закона, который бы запрещал индюкам одеваться, - ответил мудрец и протянул ему одежду. Принц не нашел что возразить и оделся. Еще несколько недель спустя мудрец велел подать им под стол сервированную по всем правилам трапезу. - Ну, это-то зачем? - забеспокоился принц. - К чему нам, благородным индюкам, питаться крошками со стола, если можно есть по-королевски, - заметил мудрец, и принц, подумав, присоединился к пиршеству. Еще через какое-то время мудрец велел подать обед на стол. Уселся на стул и, предупреждая вопрос принца, сказал: - А где закон, запрещающий индюкам садиться за стол? К тому же так намного удобнее. Попробуй, и убедишься сам. Так, мало-помалу, мудрец полностью излечил юного принца. Как не преминул бы спросить в этом случае даосский мудрец Чжуан-цзы: «Кто ты - индюк, вообразивший себя человеком, или человек, вообразивший себя индюком?» Что-либо одно утверждать наверняка - невозможно. Ты - то, что о себе думаешь. Поэтому если сам себе не по нраву - измени свое мнение о себе. К сожалению, на деле это не так-то просто. Хотя человек способен влиять на собственные мысли, полностью управлять ими он не может. Мысли намного проворнее, чем «я», которое силится делать вид, будто именно оно их «думает». А ты? Думаешь мысли или просто осознаешь их? Если пристальней взглянуть на то, что происходит у нас в голове, обнаружится: мысль предшествует мыслителю. Кто же тогда мыслит? Никто. Мысли просто происходят. Сознание производит их, как яблоня рождает яблоки. Они естественны для сознания, это его плоды. Мыслитель - не нужен. Есть лишь Сознание и мысли... Вот почему мудрец из нашей притчи даже не пытается заставить принца отказаться от мысли, что тот - индюк. Юноша неспособен контролировать свои мысли, но зато может управлять своим поведением. Он считает себя индюком? Прекрасно. Все, что ему нужно, - это узнать: индюки - во всяком случае те из них, кто знатен, богат и образован, - ведут себя подобно принцам. Может, и ты считаешь себя индюком? Ну, не индюком - так неудачником, глупцом, лжецом? Зачем бороться с подобными мыслями. Займись лучше своим поведением. Поступай праведно и, возможно, со временем обнаружится, что и мысли стали подобны делам.
|
|
|