" ШКАТУЛКА С НЕБЫЛИЦАМИ":
Жил на свете один бедняк, великий мастер небылицы сочинять. Как-то раз позвал его богач и говорит: - Слышал я, здорово ты всех надуваешь. Но бьюсь об заклад, меня тебе не обмануть. Ну а коль обманешь, получишь десять золотых. - Премного благодарен,— обрадовался бедняк,— очень мне кстати эти десять золотых. Только вот незадача какая... - Что такое? - Да не знал я, зачем ты меня к себе зовешь... Не знал, вот и не взял шкатулку с небылицами, дома ее оставил. - Что это за шкатулка такая? — удивился богач. - Замечательная шкатулка! В ней столько всякой лжи. Без нее где мне с тобой тягаться! Пошли слуг ко мне домой, пусть они скорее шкатулку принесут, тогда и сразимся. Послал богач слуг к бедняку домой. Прибежали слуги, весь дом обшарили, а шкатулки не нашли. Так и вернулись ни с чем. - Недотепы вы эдакие, плохо искали! — рассердился богач. А бедняк молчал-молчал да как захохочет: - Не так уж и трудно обмануть тебя! Взял бедняк свои десять золотых и отправился домой. К Мастеру пришел религиозный писатель и попросил научить его мудрости. - Одни пишут, чтобы заработать себе на жизнь; другие — чтобы поделиться своими взглядами или поднять вопросы, которые волнуют читателей; третьи — чтобы разобраться в самих себе, — сказал ему Мастер. Популярность таких писателей недолговечна. Истинная слава приходит к тем, кто пишет, потому что не в силах сдерживать желание писать. Поразмыслив немного, он добавил: - Такие писатели выражают божественное независимо от того, о чем пишут.
"Бескорыстное служение":
| Однажды, когда Баал Шем Тов свершал паломничество в Землю Обетованную, накануне Песах(1) он вдруг обнаружил, что у него нет денег для покупки всего необходимого к празднику. Прослышав о его трудностях, некий богатый купец дал сумму, достаточную для того, чтобы достойно провести святую неделю. Бешт знал, что этот щедрый купец был бездетным, и пообещал ему, что в течение года его жена родит ребенка. Едва богач ушел, как с Небес раздался Бат Кол(2): — Знаешь ли ты, что жена этого человека бесплодна? Твое обещание вынудило Господа изменить природный ход вещей. За это ты лишаешься своего места в Мире Грядущем. Вместо того чтобы впасть в отчаяние из-за лишения небесной награды, Бешт радостно пустился в пляс. — Благодарю Тебя! — вскричал он, обращаясь к Богу. — Прежде мне не давала покоя мысль, что мое служение запятнано ожиданием награды. Теперь же я могу служить Тебе, не думая о воздаянии, ибо даже Мир Грядущий для меня закрыт! 1. Песах (Пасха). — Помимо исторического, этот праздник имеет также сельскохозяйственное и религиозно-мистическое значение. В историческом плане Лесах — день освобождения евреев из египетского рабства; в сельском хозяйстве он знаменует начало уборки ячменя; а Каббала говорит о нем как о времени углубленного самосозерцания, направленного на освобождение от всего, что делает человека рабом собственного «я». Каббалистическая интерпретация Песах основана на двузначности слова мицраим. Его можно прочесть и как «Египет», и как «из теснин» (ми — «из»; цар — «теснина», «узилище»; им — суффикс множественного числа). В плане мистической аллегории Египет — это «узилище» порабощения, обозначение любой взращенной себялюбием привычки сердца, ума и тела. 2. Бат Коп (букв, «дочь Голоса», или «эхо») — Глас Небесный, возвещающий откровение. Чего ты ждешь от духовной практики? Просветления? Блаженства? Счастья? Спасения? Прекращения страданий? Места в раю? Пока тобою движет ожидание награды, практика бездуховна. Но можно ли действовать без стремления к некой цели? Способно ли эго видеть смысл в поступке, за который не ожидает получить нечто взамен? Без цели, без ожидания награды — само действие становится и целью, и наградой. Это известно всем великим мистикам. Действие — это дар! Действие — вот спасение!
|
|
|
|