От себя не убежишь Христианская притча Один монах жил в египетской пустыне. И так его измучили соблазны, что он решил отказаться от монашеской жизни и пойти, куда глаза глядят. Но, натягивая сандалии, он вдруг увидел другого инока, который также стал торопливо обуваться. — Ты кто? — спросил монах незнакомца.
— Твоё собственное «я», — услышал он в ответ. — Куда бы ты ни отправился, я всё равно последую за тобой. Быть нужным Притча в изложении Ошо Одна из величайших потребностей человеческого ума — быть нужным. Существование кажется абсолютно индифферентным к вам. Можете ли вы сказать, что оно испытывает потребность в вас? Без вас всё идёт совершенно прекрасно. Были восходы, были закаты, цвели цветы, приходили и уходили времена года. Когда вас не было, всё было точно так же. Однажды вас снова не станет, и всё будет точно так же. Существование просто продолжается и продолжается. Оно не даёт вам удовлетворения в вашей величайшей потребности — быть нужными. Напротив, оно даёт вам ощущение того, что вы его не волнуете. Может быть, оно даже не знает, что вы существуете. Мне вспоминается одна из историй Панча Тантры. По мосту через реку идёт слон, а на слоне сидит комар. Слон так тяжёл, а мост — просто временный мосток. Бедные деревенские жители наводят мостки, когда проходят дожди, спадает вода и река становится маленькой. Они делают временные деревянные мостки для себя. На восемь месяцев такого мостка прекрасно хватает. Но он построен не для слона, поскольку в бедной деревне никто не может содержать слона. На мосток же взошёл и проходил по нему дикий слон. Комар, сидевший на голове слона, сказал: — Дядюшка, кажется, что мой вес и твой вес — это слишком для такого мостка. Слон сказал: — А я и не знал, что ты сидишь у меня на голове. Что ты там делаешь? Вот в этой маленькой истории слон даже не осознаёт комара, — но комар думает: «Я и ты, мы вместе, — это так много для этого бедного мостка». Каждый человек гораздо меньше по сравнению с этой огромной вселенной, чем комар по сравнению со слоном. Разница между комаром и слоном не велика, но между человеком и существованием… разница неизмерима. Но помните, человек делает то же самое, что и комар. Если вы собираетесь жениться, вы идёте к астрологу и спрашиваете: «Благоприятствуют ли звезды». То же самое говорил и бедный комар: «Дядюшка…», — пытаясь связать себя со слоном. Вы пытаетесь связывать себя со звёздами: благоприятствуют ли они вашей женитьбе? И конечно, астролог эксплуатирует вас. Всё существование кажется индифферентным; есть вы или вас нет, это никого не волнует. Это обстоятельство очень сильно поражает ум. И тогда входит религия, так называемая религия… Настоящая религия всеми способами пытается помочь вам отбросить эту потребность, чтобы вы смогли увидеть то, что и ни у кого другого нет никакой потребности в вас, что, испрашивая внимания к себе, вы просите о вымысле. На Земле имеется три сотни религий, но все они делают в точности одно и то же. Они все делают одинаковую работу; они дают вам одно и то же удовлетворение. Они говорят, что есть Бог, который заботится о вас, который смотрит за вами, который следит за тем, чтобы у вас всё было хорошо, — заботится о вас настолько хорошо, что посылает вам святую книгу для руководства вашей жизнью, посылает своего рождённого сына помочь вам выйти на правильный путь. Он посылает мессий и пророков, чтобы вы не блуждали в потёмках, — здесь они эксплуатируют вторую вашу слабость: страх дьявола, пытающегося всеми возможными способами подтолкнуть вас на неверный путь. Мечты бурлака Русская притча Каждый день бурлак медленно брёл по тернистому берегу реки и тянул против течения за собой на верёвке лодку. Его ступни были в кровь изранены острыми колючками, которыми густо порос берег. Но он продолжал свою работу, мечтая о том, как в один прекрасный день, заработав своим бурлацким трудом кучу денег, он купит много-много подушек и одеял и расстелет их вдоль берега, чтобы уберечь свои ноги от порезов. «Вот тогда, — думал он, — тащить лодку будет одно удовольствие и моё бурлацкое дело будет по-настоящему процветать».
|