"Шоры": - Сделав меня своим верховным авторитетом, - заметил Мастер восторженному ученику, - ты вредишь себе, поскольку не желаешь смотреть на мир собственными глазами. Выдержав паузу, Мастер мягко добавил:
- Ты вредишь и мне, поскольку не желаешь видеть меня таким, каков я есть. "Зависимость от других вещей": Учитель Ле-цзы учился у учителя Лесного с Чаши-горы, и учитель Лесной сказал: - Если постигнешь, как держаться позади, можно будет говорить и о том, как сдерживать себя. - Хочу услышать о том, как держаться позади, - ответил Ле-цзы. - Обернись, взгляни на свою тень и поймёшь. Ле-цзы обернулся и стал наблюдать за тенью: тело сгибалось, и тень сгибалась; тело выпрямлялось, и тень выпрямлялась. Следовательно, и изгибы, и стройность исходили от тела, а не от тени. Сгибаться или выпрямляться - зависит от других вещей, не от меня. Вот это и называется: «Держись позади - встанешь впереди». "Как трава и деревья становятся просветлёнными": Синкан шесть лет изучал буддизм школы Тэндай, потом семь лет изучал дзен, затем уехал в Китай и ещё тринадцать лет постигал дзен там. Когда он вернулся в Японию, многим хотелось расспросить его, выяснить непонятные вопросы учения. Но даже когда Синкан и принимал посетителей, что бывало не часто, он редко отвечал на вопросы. Однажды пятидесятилетний искатель просветления сказал Синкану: - С детских лет я изучаю мысли школы Тэндай, но одного не могу понять. Тэндай учит, что в конце концов просветлёнными станут даже трава и деревья. Мне это кажется очень странным. - Какой толк обсуждать - станут просветлёнными травы и деревья или не станут? - спросил Синкан. - Вопрос в том, как тебе самому стать просветлённым. Об этом ты думал? - Такое мне ещё никогда не приходило в голову, - поразился пожилой ученик.
|