"Божественная воля": У Муллы спросили: «Что ты скажешь о совершенстве Божественной воли?»
«С тех пор, как я себя помню, - сказал Мулла, - постоянно случается то, что говорит Господь Бог; а если бы сила была не в руках Господа, когда-нибудь да исполнилось бы и то, что я говорю». "Рыбак и джинн": Однажды рыбак выловил в море медный сосуд, запечатанный свинцовой печатью. По виду бутылка была необычной формы, и рыбак подумал, что в ней может быть что-нибудь ценное. К тому же рыбаку не везло в этот день с уловом, а бутылку, даже не окажись в ней сокровищ, можно было продать меднику. На пробке этого небольшого сосуда был начертан странный символ - Печать Соломона, царя и мастера. В нем томился грозный и могущественный джинн. Сам Соломон заключил джинна в медную темницу и бросил его на дно моря, чтобы избавить людей от его зла. Мятежный гений должен был пребывать в заключении до тех пор, пока не появится человек, который сумеет покорить его и возвратить на путь служения человечеству. Но рыбак, конечно, ничего об этом не знал. В его руках находился предмет, который он собирался исследовать и который мог оказаться ему полезным. Покрытый изумительно тонким узором, кувшин сверкал и переливался на солнце. "В нем могут быть брильянты", - думал рыбак. Забыв изречение: "Человек может пользоваться только тем, чем он умеет пользоваться", рыбак вытащил пробку и опрокинул сосуд вверх дном, но там, казалось, ничего не было. Он поставил его перед собой на землю и тут же заметил, как из горлышка выползает тоненькая струйка дыма; она стала завиваться, расти и, страшным черным столбом взметнувшись к небу, превратилась в огромное и ужасное существо, которое гулким громоподобным голосом заревело: "Я - повелитель джиннов, обладатель чудесных сил. Я восстал против Соломона и по его приказу был заточен в этот сосуд. А теперь я уничтожу тебя". Рыбак в ужасе повалился на колени. "Неужели ты убьешь своего избавителя?!" - воскликнул он. - Сейчас ты в этом убедишься, - прогремел джинн, потому что мятежность - моя природа, а разрушение мой талант, хотя я несколько тысячелетии оставался в полной неподвижности. Теперь человек понял, как жестоко ошибся; вместо пользы от неожиданного улова он оказался на краю гибели по совершенно непонятной причине. Он посмотрел на печать на пробке, и внезапно ему пришла в голову мысль. - Ты никак не мог выйти из этой бутылки, - сказал он джинну, - разве ты можешь поместиться в ней? - Как?! - взревело чудовище. - Ты не веришь мне, повелителю джиннов?! - С этими словами дух снова превратился в тоненькую струйку дыма и исчез в сосуде. Быстро схватив пробку, рыбак крепко-накрепко запечатал отверстие и забросил сосуд в море. Прошло много лет, и вот однажды другой рыбак, внук первого, закинул свой невод в этом месте и вытащил тот же самый сосуд. Он поставил кувшин на песок и уже собирался его откупорить, но остановился в нерешительности, потому что вспомнил совет, который получил от отца, а тот от своего, и совет этот гласил: "Человек может использовать только то, что знает как использовать". Между тем, дух, разбуженный толчками, подал голос из своей медной тюрьмы: "Сын Адама, кто бы ты ни был, распечатай кувшин и освободи меня. Я - повелитель джиннов, обладатель чудесных сил". Помня завещанный ему совет, юноша осторожно отнес кувшин в пещеру, а сам отправился на вершину горы к мудрецу. Он обо всем рассказал мудрому человеку и спросил, как ему поступить. Мудрец ответил: "Отец дал тебе правильное наставление, и ты сам должен убедиться в его правильности, но прежде тебе необходимо знать, как за это взяться". - Так что же мне делать? - спросил юноша. - Ты, вероятно, уже знаешь, что бы тебе хотелось сделать? - Единственное, чего я хочу, - это освободить джинна и получить от него волшебное знание или много золота и изумрудов, словом, все, что может дать джинн. - А подумал ли ты, что джинн, оказавшись на свободе, может не дать тебе всего этого или дать, а потом отнять, - ведь у тебя нет средств сохранить его дары, не говоря уже о том, что ты не знаешь, какие опасности подстерегают тебя, когда ты станешь владельцем несметных богатств, ибо "человек может использовать только то, что он знает, как использовать". - В таком случае, что вы мне посоветуете? - Придумай, как заставить джинна проявить свои силы. Испытай его могущество, но прежде найди способ обезопасить себя. Ищи знание, а не богатство, потому что богатство без знания бесполезно и в нем причина всех наших несчастий. Получив предостережение и будучи вдумчивым, молодой человек обдумал план на обратном пути к пещере, где он оставил джинна. Постучав по кувшину, он встряхнул его, и в то же мгновение раздался ужасающий, хотя и заглушенный металлический голос джинна. - Во имя Соломона могущественного, мир да будет над ним, освободи меня, сын Адама! - Я не верю, что ты тот, за кого себя выдаешь, и может ли быть, чтобы ты был обладателем столь великого могущества, на которое притязаешь? - Не веришь мне! Разве ты не знаешь, что , я не умею лгать? - Я этого не знаю. - Но как же мне убедить тебя? - Можешь ли ты проявить свои силы сквозь стенки сосуда? - Могу, но с помощью этих сил мне не выбраться на волю. - Вот и прекрасно. Тогда сделай так, чтобы я узнал истину о том, о чем я сейчас думаю. В тот же миг рыбак узнал, откуда произошло изречение, которое он получил по наследству от деда. Он словно бы перенесся в прошлое и увидел все, что произошло между его дедом и джинном, а также осознал, как передать другим людям способ, которым они могли бы получить от джинна такое же знание. Еще он понял, что ничего больше он получить от джинна не сможет. И тогда он поступил также, как его дед - отнес кувшин с джинном к морю и забросил его подальше. С тех пор рыбак не возвращался к своему прежнему ремеслу и всю жизнь разъяснял людям; как опасно человеку пытаться пользоваться тем, чем он пользоваться не умеет. Но так как не многим людям попадаются бутылки с джиннами, его последователи, не зная ни одного мудреца, который мог бы предостеречь их в подобных случаях, извратили то, что они называли его "учением" и лишь повторяли историю своего учителя. Спустя какое-то время память о нем превратилась в религию, и последователи рыбака стали выставлять самые обыкновенные медные бутылки в богатых храмах, выстроенных специально для этой цели. Глубоко почитая рыбака, они старались во всем ему подражать. "Бутылка джинна" и сейчас, спустя много столетий, по-прежнему остается для этих людей святым символом и сокровенной тайной. Они пытаются любить друг друга только потому, что любят этого рыбака. И в месте, где он некогда обосновался и устроил свое скромное жилище, они собираются по определенным дням, облачаются в прекрасные одежды и совершают тщательно разработанный ритуал. Ревностные почитатели толпами стекаются к святому месту. Неизвестные им ученики того же мудреца живы по сей день, истинные последователи рыбака тоже живы. А на дне моря лежит медный сосуд со спящим джинном. Эта история в одном из вариантов хорошо знакома читателям арабских сказок "Тысяча и одна ночь".Здесь она представлена в том виде, в котором ее используют суфии. Интересно отметить, что "знание, полученное от джинна", подобным же образом было, говорят, источником могущества Верджила, волшебника, жившего в средние века в Неаполе, и Герберта, который стал папой Сильвестром II в 999 году. "Первый Ангел": За день до своего рождения ребенок спросил у Бога: - Я не знаю, зачем иду в этот мир. Что мне там делать? Бог ответил: - Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он тебе все объяснит. - А как я пойму его, ведь я не знаю его языка? - Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед. - А как завут моего ангела? - Неважно как его зовут, у него много имен. Но для начала будешь звать его МАМА.
|