00:08 Самые разные притчи |
"Драгоценность греха":
Однажды на ребе Леви Ицхака из Бердичева напал на дороге грабитель, известный своей жестокостью и порочностью. Он схватил ребе за лацкан, вытащил из повозки и, прижав спиной к дверце, заорал: — Знаешь, кто я такой? — Знаю, — спокойно ответил ребе, — и должен сказать, я тебе завидую. — Вздумал надо мной насмехаться? — завопил бандит. — Что значит — завидуешь? Чем это может такой, по-вашему, закоренелый преступник, как я, вызвать зависть благочестивого ребе? — Наши мудрецы учат, — промолвил ребе, — что из любви к грешнику, возлюбившему Господа и раскаявшемуся в грехах своих, Он засчитывает все его злодеяния как заслуги. А теперь посмотри на меня: мои грехи незначительны и малочисленны. Если какие крохи Господней любви мне и достаются, то явно помимо моих грехов. Но ты — совсем другое дело! Слава о твоих злодеяниях распространилась повсюду. Если бы ты возлюбил Господа и покаялся, никто бы и рядом не стоял по величине твоих заслуг перед Ним! Вот почему меня берет зависть! Сказав это, ребе Леви Ицхак схватил грабителя за лацканы и тряс его, страстно умоляя покаяться, так что в конце концов сердце злодея дрогнуло и он обратился к Богу. Как учат хасиды, все люди делятся на пять категорий: абсолютно порочные, не ведающие раскаяния; частью порочные, совестящиеся своих дурных дел; совершенные праведники, без капли эгоизма; частью благие, над которыми временами берет власть эго; и бейнони, промежуточный тип людей, чья жизнь — поле битвы и метаний меж бескорыстием и эгоизмом. За свои деяния абсолютные злодеи и совершенные праведники не получают воздаяния (наказаний или наград), ибо неспособны поступать иначе. Частью порочным и частью благим дано испытать на себе последствия своих поступков, так как они знают: сотворенное ими — либо добро, либо зло. Однако такое осознание еще очень зыбко и мимолетно, оно почти отсутствует. И лишь в сердце бейнони идет настоящая борьба между добром и злом. Для того чтобы эта борьба стала реальной, должна существовать возможность выбора. Зло — не иллюзия. Это Божья сила, которую нужно не искоренять, а направить во благо. Лишь бейнони способен на это, ибо только в его жизни добро и зло — силы абсолютно реальные. Ребе Леви Ицхак раскрывает перед разбойником великую истину: тот может обратиться к добру именно благодаря своему близкому знакомству со злом. Его грехи — не преграда на пути к искуплению, но верный этого искупления залог. То же самое касается и тебя. Не думай, что былые проступки мешают тебе предпочесть добро злу. Ты можешь обратиться к Богу в любой момент — и тогда стена злых дел, что отделяет тебя от искупления, разверзнется словно врата. "Надежда":
Однажды Насреддин повздорил с настоятелем монастыря, где он тогда жил. Вскоре после этого из кладовой пропал мешок риса. Настоятель приказал всем выстроиться во дворе монастыря. Когда все собрались, он сказал, что в бороде у вора застряли зёрнышки риса. «Это старый способ заставить виновного невольно коснуться своей бороды», - подумал настоящий вор и продолжал стоять неподвижно. Насреддин подумал: «Настоятель готов на всё, чтобы отомстить мне, он, наверное, специально насыпал риса мне на бороду», - и попытался незаметно смахнуть рис. Как только его пальцы коснулись бороды, он понял, что все смотрят на него. - Я так и знал, что рано или поздно он меня поймает! - сказал Насреддин. "Собака и осел":
Один человек изучил язык животных. Однажды он прогуливался по деревне, как вдруг его внимание привлек какой-то шум. Он увидел осла, отчаянно ревущего на собаку, которая что есть силы лаяла на него. Человек приблизился и стал слушать. - Ты постоянно говоришь только о траве и пастбищах, - сетовала собака. - А когда я хочу тебе кое-что сказать о кроликах, это раздражает тебя. Человек не мог более сдерживаться и вмешался в их разговор: - Бы могли бы прийти к чему-то общему, если бы поняли, что полезность сена подобна полезности мяса. Животные резко обернулись к нему. Собака свирепо залаяла, чтобы заглушить его слова, а осел так сильно лягнул, что человек свалился без чувств. Затем они вернулись к своему спору. Эта история, напоминающая одну из басен Руми, взята из знаменитого сборника Меджнуна Каландара, который в течение 40 лет странствовал, рассказывая на базарных площадях поучительные истории. Одни говорили, что он был совершенно сумасшедшим (его имя так и переводится); другие - что он один из преображенных, развивавших в себе способность воспринимать связь между такими вещами, которые обычному человеку кажутся независимыми. |
|
Всего комментариев: 0 | |