12:17 Самые разные притчи |
"Ищущий":
Шёл человек по дороге, счастье своё искал, и ничто другое его не интересовало. Ни Солнце радостное, ни цвет зелени душистой, ни цветок придорожный, ни море глубокое, ни полёт птицы в небе высоком. Так со всяким бывает, кто к цели без разумения идёт. А цель была Бога найти, ибо сказали ему, что без Бога и нет счастья. Искал этот человек очень настойчиво и долго, везде заглядывал, всюду ходил. Через многие лишения и мучения прошёл этот человек, но ни разу в поиске не усомнился, ни разу с пути не свернул, ибо сказано было ему, что всяк, кто ищет, найдёт обязательно. А в одном селении посмеялись над ним, мол, ты под кустом смотрел, а под телегой загляни, может за коровой твоё счастье прячется? А после к нему стар человек подошёл, посмотрел в глаза и сказал: «Ты его в вечернем закате посмотри. Твой Бог в заходящем солнце прячется». Не поверил ему ищущий, думал тоже смеётся. И много он ещё дорог преодолел, много всего испытал. Уже и сам состарился, сел у дороги, посмотрел на солнце заходящее, и подумал: «Вот и жизнь моя также закатывается. А в ней и было то что? Лишь дороги и поиск. Ничего не видел я более, ничего не замечал, всё мимо меня ушло. А жизнь вот она, и такая красота кругом»… И счастлив стал он в этот миг, и вошёл в его сердце Бог. - Как Мастер объясняет существование зла в мире? — спросил посетитель.
Один из учеников ответил: - Никак не объясняет. Он слишком занят, чтобы заниматься еще и этим. Другой ученик добавил: - Люди либо постоянно борются с миром, либо изнывают в нем от скуки. Мастер находит мир изумительным, удивительным, непостижимым - он просто восхищен им. "Знаток":
Как-то раз Моня Монисзон, богатый торговец бриллиантами, приехал к своему ребе, Шалом Беру из Любавичей. Ему не терпелось показать наставнику недавно приобретенные бриллианты, в надежде, что тот похвалит его за успехи в бизнесе. Однако ребе почему-то восторженно превозносил при нем добродетели совсем других людей — простых работников, которых Моня Монисзон даже отчасти презирал за недостаток образованности. — Ребе, — наконец не выдержал Моня, — не понимаю, что вы нашли в этих людях. Это же просто хамы и невежды. — Но у каждого из них, — ответил ребе, — есть и немало достоинств. — Не знаю, не знаю, лично я не вижу ни единого. Воцарилось недолгое молчание, а затем ребе Шалом сказал: — Ну что ж, Моня, покажите-ка мне ваши новые камни. Моня Монисзон с готовностью развязал бархатный мешочек и высыпал на письменный стол мерцающие как звезды бриллианты. Выбрав один из них, он поднес камень к солнечному лучу из окна и сказал: — Взгляните, ребе. Вот этот особенно хорош. — Что-то я не вижу в нем ничего такого особенного, — заметил ребе. — Да оно, наверное, и неудивительно, дорогой ребе. Нужно быть хорошим знатоком драгоценных камней, что бы понять, что именно придает им особую ценность. Так вот, мой дорогой Моня, каждый из нас — драгоценный камень, — сказал ребе. — И чтоб увидеть истинную ценность человека, нужно быть знатоком людей, как и в случае с вашими бриллиантами. Что значит быть знатоком людей? Это значит видеть истинную ценность каждого. А видеть истинную ценность каждого вовсе не означает закрывать глаза на недостатки. Совсем наоборот: их нужно отчетливо осознавать, и все же находить в человеке то доброе, за что он достоин уважения. Откуда берутся недостатки? Рожден ли человек уже с ними? Тора говорит: «Помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Бытие 8:21). Отсюда можно заключить: недостатки свойственны не нам самим, а нашим помыслам. Однажды, на заре своей жизни; лет примерно в шесть-семь, каждый из нас помыслил, вообразил себе, что он отдельное, независимое существо, вынужденное бороться за выживание — бороться с другими существами и даже с самой Жизнью. «Я — это я, — подумалось нам тогда, — а остальной мир — это далекое "другое"». Но по мере того как усиливается чувство отчуждения от мира, усиливается и стремление оправдывать свое злое, потребительское отношение к окружающей действительности. И все это порождено изъяном помыслов. Ребе Шалом Бер разбирался в людях. Знал толк в изъянах людских помыслов и понимал, как искажают они видение мира. Но, в отличие от Мони Монисзона, он не считал изъяны веской причиной «отбраковать материал». В ремесле Мони бриллианты с изъянами ценности не имеют. В ремесле же ребе Шалома ущербные люди подобны необработанным алмазам: их нужно гранить и полировать — до блеска. Ребе обрабатывает человеческий материал, обнаруживая ущербные помыслы, а заодно и порождаемые ими тревогу и боль; он полирует огрубевшую человеческую натуру справедливостью и состраданием, обращаясь при этом не к изъянам, но к тому чистому божественному бриллианту, что скрыт за ними. Что ты видишь, знакомясь с человеком, — изъяны или драгоценный камень? Чем определяется твое отношение к людям — собственными ущербными помыслами или же Истиной? |
|
Всего комментариев: 0 | |