Как устроены электрические рыбы? Сегодня существует более 300 видов рыб с электрическими органами. Их расположение, форма и строение могут быть разными. Например, у электрических скатов и угрей они находятся симметрично по бокам тела в виде почкоподобных образований, у электрического сома это тонкий подкожный слой, а у мормирид и гимнотид — нитевидные цилиндрические образования. Электрические органы могут составлять до 25% массы рыбы. Они состоят из собранных в столбики пластинок. Каждая такая пластинка является видоизмененной мышечной, нервной или железистой клеткой. Ее мембрана работает как электрический микрогенератор, создавая напряжение около 0,1 вольта. Но поскольку каждая пластинка — это часть единой цепи, общий электрический заряд многократно увеличивается. У электрического ската около 500 столбиков, расположение которых напоминает пчелиные соты, и в каждом по 400 пластинок. У угря 70 горизонтальных столбиков по 6000 пластинок. А у электрического сома их около 2 миллионов, причем расположены они хаотично. Разность потенциалов на концах электрических органов может достигать 1200 вольт, а мощность разряда в импульсе — от 1 до 6 киловатт. Частота импульсов зависит от их назначения. Например, электрический скат испускает 10—12 импульсов, когда защищается, и от 14 до 562, когда нападает. Мощность напряжения в разряде у разных рыб колеблется от 20 до 600 вольт. Среди морских рыб самый «сильный» электрический орган у ската Torpedo maromata — он может генерировать разряд более 200 вольт. Электричество защищает его и от акул, и от осьминогов, а также позволяет охотиться на мелких рыб. У пресноводных рыб разряды еще мощнее. Дело в том, что соленая вода лучше проводит электричество, чем пресная. Поэтому морским рыбам, чтобы оглушить противника, требуется меньше энергии. Одна из самых опасных пресноводных рыб — это электрический угорь из Амазонки. На его теле три электрических органа. Два из них для навигации и поиска добычи, а третий представляет собой мощнейшее оружие с напряжением более 500 вольт. Электрический удар такой силы не только убивает рыбу и лягушек, но даже может нанести серьезный вред человеку. Поэтому ловить амазонских угрей очень опасно. Для этого в реку загоняют стадо коров, чтобы угри истратили на них весь свой заряд. Только после этого люди заходят в воду. Некоторые рыбы используют электричество для навигации. Например, нильский слоник или рыба-нож создают вокруг себя электромагнитное поле. Когда в него попадает посторонний объект, рыба сразу это чувствует. Такая навигационная система напоминает эхолокацию летучих мышей. Она позволяет хорошо ориентироваться в мутной воде. Как показали исследования, многие электрические рыбы настолько чувствительны к изменению электромагнитных полей, что способны «предвидеть» приближающееся землетрясение.Откуда взялся подсолнух? Подсолнечник (так он правильно называется, или Helianthus annuus) растет главным образом в России. Дело в том, что из более сотни видов подсолнечника (куда входят и декоративные, и дикорастущие виды) в полевой культуре человек использует только два: знакомый нам всем подсолнечник масличный и в значительно меньшей степени топинамбур (земляную грушу), у которого в пищу идут корнеплоды. Львиная доля площадей всех видов подсолнечника на Земле занята сортами именно культурного масличного подсолнечника. Всего три государства — Россия, Украина и Аргентина — производят более половины семян подсолнечника в мире, причем Россия в этой тройке занимает первое место. Но первыми подсолнечник начали культивировать американские индейцы. Затем испанцы, возвращавшиеся из экспедиции в Новую Мексику, привезли растение в Европу и в 1510 году посадили первые его экземпляры в Мадриде. В Россию семена подсолнечника завёз из Голландии Петр I. Растение первоначально употреблялось как декоративное.Помимо выращивания цветов в качестве декоративных «солнцелокаторов» Европа примеривалась к подсолнечнику и с вполне практическими целями: пытались варить и печь его корзинки на углях, как артишоки, пробовали заменить кофейные зерна жареными семечками, а англичане в 1710 году даже получили патент на выжимку подсолнечного масла. Но все эти эксперименты не выходили за рамки кулинарной экзотики. В России же подсолнечное масло впервые отжал в 1828 году курский крепостной крестьянин Алексей Бокарев, и оно стало настоящей кулинарной бомбой: его производство оказалось чрезвычайно выгодным по сравнению с традиционными — конопляным и льняным. В результате новая сельскохозяйственная культура стремительно завоевала огромные площади, проникнув даже в Зауралье. По сей день более 90% жителей России предпочитают подсолнечное масло всем остальным видам, и, по прогнозам специалистов, эта склонность не изменится в силу как экономических причин, так и кулинарных пристрастий. Более того, большинство россиян настолько привыкли к нерафинированному маслу желтого, почти оранжевого, оттенка, с запахом жареных семечек, что эта традиция нашла отражение даже в российском ГОСТе. Каким был первый трамвай? Слово «трамвай» (tram — «лежень», «брус» и way — «путь»), употреблявшееся еще до того момента, как им стали называть знакомый всем вид транспорта, в эпоху мануфактур обозначало деревянные лежневые пути в горных копях. Но когда в английских городах получил распространение наземный рельсовый транспорт, об этом слове очень кстати вспомнили. Первый уличный трамвай, тогда еще вагон на лошадиной тяге, был пущен в Нью-Йорке в 1832 году. Примечательно, что второй трамвайный путь, открывшийся в Новом Орлеане в 1835 году, используется до сих пор, но теперь, разумеется, по нему ходят электрические машины. В Европе первые трамваи появились в Париже в 1853-м, затем в 1860-м в Англии, в Беркенхеде, далее в Лондоне, в 1861-м и Копенгагене в 1863-м. Семидесятые годы XIX века ознаменовались настоящим трамвайным бумом, правда, все еще с помощью лошадей, но разработчики уже искали им замену. Сначала в качестве механической тяги пробовали сжатый воздух, газ и бензиновые двигатели, позже — как только это стало возможным — применили электрическую тягу. На ней и остановились. Новый «электрический» трамвай, сделанный фирмой «Сименс» в 1881 году, пустили по трамвайной линии под Берлином. Однако в этом транспортном средстве было еще много серьезных недостатков. Например, подача электроэнергии к вагону осуществлялась третьим контактным рельсом, поэтому в сырую погоду происходила утечка тока, что в итоге приводило к коротким замыканиям и остановкам в движении. Но американский инженер Ю. Спрэг ликвидировал это, поставив токосъемник на крышу. Теперь он скользил по контактному проводу, который был подвешен на опорах высоко над землей. После таких доработок трамвайная система американца стала по-настоящему востребованной. И с 1888 года быстро распространилась по всему миру.
|