"Гостеприимство": Родители Баал Шем Това славились своим гостеприимством. Каждую неделю они приглашали в свой дом какого-нибудь нищего странника, чтобы он мог вместе с ними отпраздновать Шаббос(1). Они кормили бедняка, давали ему приют, а по окончании Шаббос вручали деньги и пищу на дорогу. Бог обратил внимание на их великодушие, и, как это часто случается, вслед за Богом заметил их и Сатана, Обвинитель(2). Бог решил благословить эту семью ребенком, но Сатана захотел прежде испытать гостеприимство супругов, чтобы выяснить, действительно ли они творят добро просто так или же в их сердцах таится надежда на какую-нибудь небесную награду. Понимая, что Сатана постарается любым способом заманить этих людей в какую-нибудь ловушку, пророк Илия попросил у Господа разрешения пойти к ним вместо Искусителя. Бог дал свое согласие, и в ближайший Шаббос Илия(3) спустился на землю. Он переоделся нищим, взял в руки посох и заплечный мешок, — что является нарушением Шаббос(4), — и субботним днем постучался в дверь праведников. Едва Элиэзер отворил дверь, как нищий оттолкнул его в сторону и вошел. — Доброй субботы, — проговорил он, — я голоден и нуждаюсь в приюте. Элиэзер поприветствовал странника, а его жена поставила на стол третью субботнюю трапезу(5). Гость поел и улегся отдыхать, не поблагодарив ни хозяев дома, ни Создателя. Вечером, когда Шаббос закончился, супруги приготовили ему Мелаве Малка(6). И снова, поев, он не выказал ни малейшей благодарности. Пришелец переночевал в этом доме, и наутро ему дали пищи и достаточно денег, чтобы он мог продолжить свой путь. Тут нищий открылся, что он — пророк Илия. — Я пришел испытать ваше гостеприимство, — сказал он, — проверить, насколько вы искренни. Вы с честью прошли испытание, поскольку, несмотря ни на что, были добры ко мне, ни словом не осудили мое возмутительное поведение и не стыдили меня. Бог доволен вами и считает вас достойными сына, который станет светом для очей всего Израиля. Вскоре у них действительно родился сын — Баал Шем Тов. 1. Шаббос — Шаббат (суббота), седьмой день недели. 2. Сатана. — Слово сатан (иврит) означает «противник» (в суде, споре или на войне). В позднейших книгах Библии Сатана выступает как личность, Божий «прокурор». 3. Илия — пророк (IX в. до н. э.), избежавший смерти и вознесшийся на небо в огненной колеснице (2 Книга Царей, гл. 2)'. В талмудистских преданиях Илия возвращается на землю, чтобы помогать нуждающимся. 4. Носить что-то в руках за пределами дома в субботу считается работой и, следовательно, нарушением запрета работать в этот день. 5. В Книге Исхода (16:25) Моисей наставляет народ относительно субботней пищи. Поскольку при этом он трижды использует слово «сегодня», принято вкушать три субботние трапезы: в пятницу вечером, в субботу в полдень и в субботу ближе к вечеру. Последняя трапеза называется Шалош Сеудос или Сеуда Шлишит, то есть «третья трапеза». 6. Мелаве Малка («проводы Царицы») — торжественная трапеза в завершение субботы. Символизирует проводы Царицы-Субботы обратно на Небеса до следующей субботы. Что значит открыть дверь страннику? Что наделяет это действие духовным измерением? О необходимости любить соседа (то есть ближнего) Тора говорит лишь один раз (Левит 19:18), но более тридцати раз напоминает о любви к «дальнему» — к постороннему, незнакомцу! Почему? Гостеприимство подразумевает вы ход за пределы дуалистического мышления (я — другие, мы — они). Ты открываешь дверь лишь после того, как раскроешь свое сердце. Таким образом, гостеприимство есть отражение твоего духовного мира. Тот, кто любит Бога, но опасается незнакомого странника, совсем не понимает Бога. Бог — это Другой, являющий Себя во всех других. Любовь к Богу и гостеприимство — совершенно сходны, в них одинаково находит свое выражение одна и та же истина: всё есть Бог. Родители Бешта видели проявление Бога в каждом страннике, в каждом чужаке, и потому не были чужими Господу. Их близость к Богу отразилась на близости между ними двумя, и в результате родился Баал Шем Тов, показавший миру Того, в Ком пребывают все другие.
|