21:24
Проект Типовых правил

Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях
образования, реализующих общеобразовательные учебные программы
начального, основного среднего, общего среднего образования

 

 

1. Основные положения

 

1. Настоящие Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебныепрограммы начального, основного среднего, общего среднего образования (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 19) статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об образовании» и определяют порядок проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

2. В настоящих Правилах использованы следующие определения:

1) текущий контроль успеваемости обучающихся - это систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая учителем на текущих занятиях,  в соответствии с общеобразовательной учебной программой;

2) промежуточная аттестация обучающихся - процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема одной учебной дисциплины после завершения ее изучения;

3) итоговая аттестация обучающихся - процедура, проводимая с целью определения степени освоения обучающимися объема учебных дисциплин, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования.

 

2. Порядок проведения текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации обучающихся

 

3. В начальных классах обучающиеся аттестуются на основании четвертных (полугодовых) отметок.

Обучающиеся 1 классов на повторный год обучения не оставляются, за исключением обучающихся, которые оставлены по рекомендации психолого-медико-педагогической консультации и по согласованию с родителями (законными представителями ребенка).

В первом полугодии 1 класса оценки за уровень усвоения учебного материала не выставляются.

4. Из 5-8 (9), 10 (11) классов в следующий класс переводятся обучающиеся, имеющие годовые и итоговые оценки «3», «4», «5» по всем учебным предметам с учетом экзаменационных оценок.

Обучающиеся 5-8 (9), 10 (11) классов, имеющие годовые оценки «5» по всем учебным предметам, в следующий класс переводятся без экзаменов.

5. В общеобразовательных школах (далее - школа) внешняя оценка учебных достижений проводится после окончания основного среднего, общего среднего уровней образования:

в основной школе (после 9(10) класса) - с целью определения дальнейшей траектории обучения;

в общей средней (10-11 (12) классы) школе - с целью оценивания уровня учебных достижений.

6. Текущий контроль успеваемости обучающихся во 2-8 (9), 10 (11) классах проводится учителями по всем учебным предметам с целью проверки усвоения общеобразовательного учебного программного материала по каждой теме и разделу.

7. Промежуточная аттестация обучающихся в 5-8 (9), 10 (11) классах проводится после завершения учебного года. Перечень учебных предметов (не более двух), формы и сроки устанавливаются школами в соответствии с типовыми общеобразовательными учебными программами.

8. Обучающиеся 5-8 (9), 10 (11) классов, имеющие неудовлетворительные оценки по одному или двум предметам, допускаются к промежуточной аттестации.

9. Для обучающихся 2-4 классов, имеющих неудовлетворительные оценки одному или двумпредметам, повторно организуются контрольные работы в форме устных, письменных или тестовых заданий. По итогам контрольных работ при получении оценок «3», «4», «5» обучающиеся переводятся в следующий класс.

10. Обучающиеся 5-8 (9), 10 (11) классов, имеющие неудовлетворительные итоговые оценки по одному или двум предметам, подлежат повторной промежуточной аттестации по этим предметам. На период летних каникул данным обучающимся даются учебные задания по соответствующимпредметам.

Повторная аттестация проводится не ранее 3-х недель после завершения учебного года. В случае получения при повторной аттестации неудовлетворительных итоговых оценок, обучающиеся оставляются на повторное обучение или, по рекомендации психолого-медико-педагогической консультации и согласию родителей (законных представителей ребенка), переводятся в классы компенсирующего обучения.

 

 

3. Порядок проведения итоговой аттестации обучающихся

 

11. Освоение общеобразовательных учебных программ основного среднего, общего среднего образования завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся и проводится в форме:

1) итоговых экзаменов для обучающихся 9 (10) класса;

2) государственных выпускных экзаменов для обучающихся 11 (12) класса.

12. К итоговой аттестации допускаются обучающиеся 9 (10), 11 (12) классов, освоившие типовые общеобразовательные учебные программы в соответствии с требованиями государственного общеобязательного стандарта среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) (далее - ГОСО).

13. Сроки проведения итоговой аттестации определяются Министерством образования и науки Республики Казахстан (далее - Министерство).

14. У  обучающихся  9 (10), 11 (12) классов итоговая оценка по предметам выставляется на основе среднеарифметической оценки с учетом годовых и экзаменационных оценок. В спорном случае округление оценки производится в сторону повышения.

15. При неудовлетворительной экзаменационной оценке не выставляется положительная итоговая оценка.

16. Выпускникам 9 (10) класса, имеющим годовые и итоговые оценки «5» по всем предметам, подлежащим включению в свидетельство об основном среднем образовании, выдается свидетельство об основном среднем образовании с отличием.

17. Выпускникам 11 (12) класса, имеющим за время обучения в 10- 11 (12) классах годовые, итоговые оценки и оценки итоговой аттестации «5» по всем предметам, выдается аттестат об общем среднем образовании с отличием.

18. Выпускникам 11 (12) класса, показавшим примерное поведение и имеющим годовые и итоговые оценки «5» по всем предметам в период учебы с 5 - 11 (12) классы и прошедшим итоговую аттестацию общего среднего образования на оценку «5», выдается аттестат об общем среднем образовании «Алтын белгі» и знак «Алтын белгі».

19. Обучающимся 9(10) класса, имеющим годовые неудовлетворительные оценки по одному и двум предметам, разрешается до проведения итоговой аттестации выполнить дополнительные контрольные работы в форме тестовых или письменных заданий.

20. Освобождение обучающихся по состоянию здоровья от учебных предметов технология или физическая культура не влияет на их перевод в следующие классы и допуск к итоговой аттестации.

21. По результатам итоговой аттестации:

1) обучающимся 9 (10) и 11 (12) классов при получении неудовлетворительных оценок по одному или двум предметам разрешается прохождениев школе повторной итоговой аттестации по данным учебным предметам в форме экзамена;

2) обучающиеся 9 (10) класса при получении неудовлетворительных оценок по трем и более предметам остаются на повторный год обучения;

3) обучающимся 11 (12) класса при получении неудовлетворительных оценок по трем и более предметам выдается справка установленного образца о прохождении ими полного курса обучения общего среднего образования.

По окончании следующего учебного года обучающимся, получившим справку о прохождении полного курса обучения общего среднего образования, разрешается повторная итоговая аттестация по соответствующим учебным предметам в форме экзамена в организации образования.

22. Сроки повторных итоговых экзаменов для обучающихся 9 (10) класса и государственных выпускных экзаменов для обучающихся 11 (12) класса по соответствующим учебным предметам устанавливают управления образования областей,  городов Астана и Алматы (далее – управления образования), а также районные и городские отделы образования по согласованию с управлениями образования.

23. Материалы летних заданий и повторной итоговой аттестации в виде тестирования или письменной (эссе), устной форме разрабатываются школами.

Обучающиеся, удовлетворительно выполнившие летние задания и сдавшие повторную итоговую аттестацию, приказом руководителя школы переводятся в следующий класс.

24. Обучающиеся, успевающие по всем общеобразовательным предметам, освобождаются от итоговой аттестации приказамируководителей управлений образования, обучающиеся республиканских организаций среднего образования – приказом  Министра образования и науки Республики Казахстан (далее - Министр).

1) по состоянию здоровья;

2) инвалиды І-II группы, инвалиды детства, дети-инвалиды;

3) участники летних учебно-тренировочных сборов, кандидаты в сборную команду Республики Казахстан для участия в международных олимпиадах (соревнованиях).

25. Приказы об освобождении обучающихся от итоговой аттестации издаются  на основании следующих документов:

1) заключения врачебно-консультативной комиссии поликлиники по месту жительства, составленного по представлениюмедицинского работника школы (в сельской местности - районного педиатра);

2) выписки из решения педагогического совета школ и ходатайства школы;

3) табеля успеваемости и поведения учащегося.

Документы, указанные в подпунктах 2) и 3) настоящего пункта заверяются подписью руководителя и печатью школы.

26. Обучающемуся 9 (10) класса, заболевшему в период итоговой аттестации, предоставляется возможность сдать пропущенные экзамены.

27. В случае несогласия с оценкой,  выставленной за письменную работу, обучающийся обращается до 13 часов 00 минут следующего дня после объявления экзаменационной оценки в Экзаменационную комиссию по итоговой аттестации обучающихся (далее - Комиссия), созданную при районных, городских отделах образования, управлениях образования, Министерстве для обучающихся республиканских школ.

28. Досрочная итоговая аттестация выпускников 9 (10), 11 (12) классов допускается в случае выезда обучающихся за границу для поступления на учебу или на постоянное место жительства и проводится в форме итоговых экзаменов или государственных выпускных экзаменов не ранее, чем за 2 месяца до окончания учебного года.

29. Выпускники 11 (12) класса, выезжавшие на учебу за рубеж по линии международного обмена обучающимися и окончившие там образовательные учреждения, итоговую аттестацию за 11 (12) класс проходят школах Республики Казахстан.  После прохождения итоговой аттестации им выдается аттестат об общем среднем образовании с учетом отметок по предметам, изучавшимся за рубежом, годовых и итоговых оценок, полученных в предыдущих классах в школах Республики Казахстан и

30. Финалисты на период их полного курса обучения по программам международного обмена обучающимися, числятся в контингенте школ Республики Казахстан, в которых они обучались до выезда по линии международного обмена обучающимися.

31. Вопрос о необходимости проведения итоговой аттестации в специальных коррекционных учреждениях для детей с ограниченными возможностями в развитии решается районным, городским отделом образования или управлением образования в соответствии с медицинским диагнозом обучающихся.

32. Обучающиеся   (10) класса, освоившие общеобразовательные учебные программы  основного среднего образования, сдают три обязательных экзамена и два устных экзамена по выбору по двум предметам.

33. Итоговая аттестация для обучающихся 9 (10) класса проводится в виде:

1) письменного экзамена по родному языку и литературе (по языку обучения) (сочинение - для обучающихся школ с углубленным изучением предметов общественно-гуманитарного направления, диктант - для остальных);

2) письменного экзамена по математике;

3)устного экзамена по казахскому языку в школах с русским, узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения;

4) устного экзамена по русскому языку в школах с казахским языкомобучения.

34.Обучающиеся 11 (12) класса, освоившие общеобразовательные учебные программы общего среднего   образования, сдают итоговую аттестацию в виде четырех обязательных экзаменов и одного экзамена по выбору.

35. Итоговая аттестация для обучающихся 11 (12) класса проводится в виде:

1) письменного экзамена по родному языку и литературе (язык обучения школы) в форме эссе;

2) тестирования по казахскому языку в школах с русским, узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения;

3) тестированияпо русскому языку в школах с казахским языком обучения;

4) устного экзамена по истории Казахстана;

5) письменного экзамена по алгебре и началу анализа;

6) тестирования по предмету по выбору.

Предметы по выбору: физика, химия, биология, география, геометрия, всемирная история,  литература,  иностранный язык (английский, французский, немецкий), информатика.

36. Материалы экзаменационных работ для обучающихся 9 (10) класса готовятся управлениями образования, для обучающихся 9(10) класса республиканских школ и для обучающихся 11 (12) класса школ-Министерством.

37. В 9 (10) классе основного среднего уровня образования на диктант отводится  2 (2,5) астрономических часа, на сочинение - 4 (4,5) астрономических часа, на изложение - 3 (3,5) астрономических часа, на математику (письменно) - 3 (3,5) астрономических часа (в классах с углубленным изучением предметов физико-математического направления - 4 часа).

38. В 11(12) классе на эссе отводится 3 астрономических часа, на алгебру и начала анализа (письменно) - 5 астрономических часов.

39. Для проведения письменных экзаменов необходимо подготовить наиболее просторные классные помещения: обучающиеся 11 (12) класса обязательно садятся по одному, а обучающиеся 9 (10) класса - по одному или по двое.

Для выполнения письменных работ и подготовки к устным ответам обучающимся выдается бумага со штампом школы. Обучающиеся, выполнившие работу, сдают ее Комиссии  вместе с черновиками.

Обучающиеся,  не закончившие работу в отведенное для экзамена время, сдают ее незаконченной.

40. В период проведения письменного экзамена (кроме диктанта) обучающемуся  разрешается выйти на 5 минут из классного помещения. В этом случае он сдает работу Комиссии, на экзаменационной работе отмечается продолжительность отсутствия обучающегося на экзамене.

41. По окончании письменного экзамена члены Комиссии проверяют работы обучающихся в здании школы.

Непроверенные работы сдаются на хранение руководителю школы. При проверке ошибки подчеркиваются. В эссе, за курс общего среднего образования,  количество ошибок указывается отдельно.

На письменные работы по математике, оцененные на «2» и «5», даются рецензии.

Форму повторного письменного экзамена по языку обучения устанавливает Комиссия школы.

Сочинение в 9 (10) классеоценивается двумя оценками, письменная экзаменационная работа за курс основного и общего среднего образования - одной.

42. Письменные экзаменационные работы обучающихся 11 (12) классов,   претендующих на получение аттестатов об общем среднем образовании «Алтын белгі», проверяются в течение трех дней после сдачи экзаменов управлениями образования, обучающиеся республиканских организаций среднего образования -  Министерством.

43. Письменные экзаменационные работы во всех классах школы начинаются в 9 часов 00 минут утра по местному времени. В исключительных случаях (при наличии в школе большого числа обучающихся  для соблюдения порядка и требований настоящих Правил) допускается проведение экзаменов в несколько сроков.

Пакеты с темами эссе вскрываются за 15 минут до начала экзаменов в присутствии обучающихся и членов комиссии.

Пакеты с материалами по математике в 9 и 11 классах вскрываются за 1 час до начала экзаменов в присутствии только членов комиссии для проверки правильности условий предложенных заданий.

44. Для проведения устных экзаменов класс, в котором более 24 обучающихся, делится на две группы, сдающие экзамены одна после другой в тот же день.

45. На устном экзамене для подготовки ответа обучающемуся предоставляется не более 50 минут. Если обучающийся не ответил на вопросы по билету, комиссия разрешает ему взять второй билет (оценка в данном случае снижается на 1 балл).

46. После проведения устного или письменного экзамена по каждому предмету, переводных экзаменов Комиссия выставляет обучающимся экзаменационные и итоговые оценки и вносит их в Протокол экзамена (тестирования) и итоговых оценок за курс обучения на уровнях основного среднего и общего среднего образования по форме согласно приложению 1к настоящим Правилам (далее - Протокол). Протокол подписывается членами экзаменационной комиссии.

47. Если по одному предмету проводится письменный и устный экзамены, то выставляется одна итоговая оценка после сдачи обоих экзаменов, которая вносится в соответствующие протоколы устного и письменного экзаменов. В этом случае экзаменационная и итоговая оценка «5» выставляется, если письменная работа оценена на «5», оценка за устный экзамен не ниже оценки «4», четвертные и годовая оценки - «5».

48. При выставлении итоговой оценки обучающимся, находившимся на лечении в лечебном учреждении, где были организованы учебные занятия, учитываются четвертные (полугодовые) и годовые оценки, полученные ими в школе (классе или группе) при лечебном учреждении.

49. Оценки, полученные обучающимися на устном экзамене, объявляются им после окончания экзамена в данном классе или группе.

На основании письменного заявления обучающегося, ему предоставляется возможность с участием председателя экзаменационной комиссии школ ознакомиться с результатами проверки его письменной работы.

50. Обучающиеся 9 (10) и 11 (12) классов, получившие оценку «2» на очередном экзамене, допускаются к следующему экзамену.

 

4. Порядок работы Экзаменационной комиссиипо итоговой

аттестации обучающихся

 

51. Для проведения итоговой атестации в школахКомиссиясоздается при школах - приказом директора школ, при районном, городском отделе образования - приказом его руководителя, при управлении образования –приказом его руководителядля обучающихся областных школ, при Министерстве - приказом Министра для обучающихся республиканских школ.

52. В состав Комиссиипри школе включаются учителя-предметники и заместители директора школы. Комиссию возглавляет директор школы или лицо, заменяющее его.

Количество членов Комиссии при школе составляет не менее пяти человек при одном выпускном класс-комплекте основной и средней школы, и не менее семи человек при двух и более выпускных класс-комплектах основной и средней школы.

53. В состав Комиссии при районном, городском отделе образования включаются учителя-предметники, представители районных, городских акиматов, отделов образования, правоохранительных органов, общественных организаций, а также секретарь, назначаемый из числа учителей школ или отдела образования. Комиссию возглавляет руководитель отдела образования или лицо, заменяющее его.

54. В состав Комиссии при управлении образованиявключаются учителя-предметники, представители высших учебных заведений, областных акиматов, управления образования, правоохранительных органов, общественных организаций, средств массовой информации, а также секретарь, назначаемый из числа из числа учителей школ, отдела образования или управлений образования. Комиссию возглавляет руководитель управления образования или лицо, заменяющее его.

55. В состав Комиссии при Министерстве включаются учителя-предметники, сотрудники Министерства и подведомственных организаций Министерства, а также секретарь назначаемый из числа сотрудниковМинистерства. Комиссию возглавляет вице-министр образования и науки Республики Казахстан.

56. Комиссией, формируемой при школе, осуществляются следующие мероприятия:

1) рассмотрение письменных экзаменационных работ и заслушивание устных экзаменационных ответов обучающихся 9 (10) и 11 (12) классов;

2) организация работы по проведению тестирования;

3) проведение разъяснительных работ для обучающихся, педагогов и родителей по вопросам проведения итоговой аттестации;

4) формирование состава дежурных на период проведения тестирования;

5) организация сканирования листов ответов и оценки экзаменационных работ;

6) выдача и использование результатов тестирования;

7) перевод баллов результатов тестирования в оценки в соответствии со Шкалой перевода баллов тестирования в оценки аттестата о среднем общем образовании согласно приложению 2 к настоящим Правилам;

8) рассмотрение обоснованности предложений, поступивших на апелляцию и принятие решения.

57. Комиссиями, формируемыми при районном, городском отделе образования, управлении образования, Министерстве, осуществляются следующие мероприятия:

  1. проведение информационно-разъяснительной работы среди обучающихся, педагогов и родителей по вопросам проведения итоговой аттестации;

2) обеспечение организации бесперебойного энергоснабжения и телекоммуникаций на период обработки экзаменационных работ в филиале Республиканского государственного казенного претприятие «Национальный центр тестирование» (далее – НЦТ).

3) организация питания, проживания и подвоза претендентов на получение аттестата об общем среднем образовании «Алтын белгі» в филиалы НЦТ, расположенные в областных центрах, городах республиканского значения, и обратно (выпускники школ, проживающие на расстоянии менее 50 километров  от филиала НЦТ, перевозятся начиная с 07 часов 00 минут в день тестирования, а выпускники, проживающие на расстоянии более 50 километров- за день до начала тестирования);

4) рассмотрение обоснованности предложений,поступивших на апелляциюи принятие окончательного решения.

58. Заключительное заседание  Комиссии по подведению итогов работы и принятию решения об утверждении списка обучающихся, награждаемых знаком «Алтын белгі», проводится не позднее 25 июня текущего года.

59. Решение Комисии о подтверждении кандидатур обучающихся на получение аттестата об общем среднем образовании «Алтын белгі», утверждается приказом Министра.

60. По окончании итоговой аттестации обучающися Педогогический совет школы при участии всех членов Комиссии, формируемой при школе, обсуждает ее результаты и принимает конкретные меры по улучшению качества учебно-воспитательной работы.

 

5. Порядок проведения тестированиясреди выпускников

11 (12) классов

 

61.Тестирование среди выпускников 11 (12) класса проводится на базе школы по месту их обучения.

Тестирование для претендентов на получение аттестата об общем среднем образовании «Алтын белгі» проводится на базе филиалов НЦТ, расположенных в областных центрах, городах Астана и Алматы.

62. Формирование базы данных участников тестирования осуществляется с 1 по 20 апреля при помощи программного обеспечения НЦТ. Формирование базы данных осуществляется школами по месту обучения обучающихся, передача сведений в НЦТ осуществляется через филиалы НЦТ. По итогам формирования базы данных участникам тестирования выдаются пропуски.

63. Тестирование проводится в пределах предметов, определенных пунктом 35  настоящих Правил, с помощью тестовых заданий, разработанных НЦТв соответствии с ГОСО.

64. Количество и форма тестовых заданий, форма листа ответов для тестирования, а также количество чаcов, отводимых на тестирование, определяются спецификацией теста в разрезе каждого предмета. Спецификация теста разрабатывается Министерством.

65. Формирование базы тестовых заданий, подготовку и доставку экзаменационных материалов в управления образования осуществляет НЦТ.

66. Обработка результатов экзаменационных работ осуществляется в филиалах НЦТ.

67. Доставку экзаменационных материалов от управлений образования области до каждой школы обеспечивают местные исполнительные органы.

68. Обработка экзаменационных материалов в филиале НЦТ осуществляется при участии сотрудника филиала НЦТ, представителей Комиссии,  формируемой при школе, районном, городском  отделе образования и управления образования .

69. На тестирование выпускники являются, имея при себе ручку с черной пастой, документ, удостоверяющий личность, пропуск на тестирование. Не допускается пронос других посторонних предметов.

70. Только после заполнения служебных секторов листа ответов, разработанного Министерством, начиная с посадочного места № 1, производится раздача книжек-вопросников.

71. После раздачи книжек-вопросников выпускники проверяют наличие всех страниц в книжке-вопроснике. В случае отсутствия в книжке-вопросникастраниц или типографского брака выпускник сообщает об этом факте членам Комиссии.

72. Выпускник переписывает номер варианта с книжки-вопросника на лист ответов и заполняет титульный лист книжки-вопросника.

73. После заполнения служебных секторов листов ответов и титульного листа книжки-вопросника, на доске записывается время начала и окончания тестирования.

74. Выпускнику не разрешается переговариваться, пересаживаться с места на место, обмениваться экзаменационными материалами, списывать, заносить в аудиторию и использовать шпаргалки, учебники и другую методическую литературу, калькулятор, фотоаппарат, мобильные средства связи (пейджер, сотовые телефоны, планшетники, iPad, iPod, iPhone, SmartPhone), ноутбуки, плейеры, использовать любые виды радио-электронной связи (Wi-Fi.Bluetooth, Dect, 3G, 4G, 5G), осуществлять порчу экзаменационных материалов (листов ответов и книжек-вопросников) путем их смятия, использования корректирующей жидкости, отрыва страниц, закрашивание секторов, не предусмотренных для этого (номер листа ответов).

75. После завершения тестирования всех выпускников школы  Комиссия, формируемая при школе, осуществляет доставку материалов тестирования в филиал НЦТ на обработку.

76. По завершению обработки материалов тестирования в филиале НЦТ производится печать экзаменационной ведомости в 3-х экземплярах для Комиссии, формируемой при школе, при районном, городском отделе образования и филиала НЦТ.

77. Результаты тестирования доводятся до сведения выпускников в течение 3-х календарных дней после завершения тестирования.

Просмотров: 686 | Добавил: shakhibbeker | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: