Кругозорный калейдоскоп

Как пламя горит в невесомости?

Если говорить о пламени на Земле, то классическую, каплеобразную форму ему придает сила тяжести. Под ее действием нагретые в пламени легкие газы уносятся вверх, а поскольку «природа не терпит пустоты», то на их место снизу втягивается поток тяжелого холодного воздуха. Это явление, называемое конвекцией, обеспечивает химическую реакцию горения необходимым окислителем — кислородом. В невесомости же нет ни легкого, ни тяжелого газа, ни верха, ни низа. А это значит, что пламя будет растекаться от фитиля или спички равномерно во все стороны, то есть иметь вид сферы, причем достаточно холодной: ведь кислород будет поступать к месту горения уже не мощным конвекционным течением, а лишь за счет диффузии. Образно говоря, невесомость лишает кузнечный горн мехов и превращает его в обыкновенную печь (правда, в форме колобка). Да и горит эта слабенькая печь недолго: отсутствие конвекции неизбежно приводит к самозатуханию открытого огня. Воздух вокруг «шарика» пламени рано или поздно насыщается продуктами горения настолько, что молекулы кислорода уже не могут протиснуться сквозь это облако, и огонь гаснет сам собой. Именно поэтому на космических кораблях и орбитальных станциях при возгорании в первую очередь отключается система искусственной циркуляции воздуха. Кстати, и в СССР, и в США специалисты активно исследовали горение различных материалов в невесомости для создания эффективных средств пожаротушения в космических аппаратах. Но первые настоящие свечи зажглись на орбите лишь в 1992 году, в экспериментальном модуле шаттла «Колумбия». Горели они еле заметным голубым сферическим пламенем и самопроизвольно гасли через несколько десятков секунд. В 1996 году на станции «Мир» исследователи установили своеобразный рекорд: одна из свечей горела в течение 45 минут.

Какая польза в зевании?

Зевота (глубокий затяжной вдох и короткий выдох при широко открытом рте) — это рефлекторный акт, являющийся признаком усталости или нехватки кислорода. Однако Природа устроила так, что наряду с проявлениями дискомфортного состояния зевота выполняет еще и полезную, защитную, для организма функцию. На эту мысль ученых навел тот факт, что зевота присуща не только людям, но и животным. Во время зевания дыхательные пути расширяются, лицевые и челюстные мускулы расслабляются, после чего наступает короткая пауза, во время которой весь организм отдыхает. Исследование и экспериментальные наблюдения подтверждают, что зевота помогает уставшему человеку дольше находиться в состоянии бодрствования.

Можно ли при помощи льда получить огонь?

В принципе это возможно. Необходимо изготовить ледяную линзу и, сфокусировав солнечный луч, направить его на сухую, легковоспламеняющуюся стружку древесины или бересту. Этот эксперимент можно проводить только морозным днем и на открытом воздухе, иначе линза начнет таять. Впрочем, изготовление ледяной линзы — дело непростое. Для ее получения пригодна лишь деионизированная вода, замороженная в блюдце с абсолютно гладким сферическим дном, так как любые шероховатости приводят к порче поверхности и делают ее непригодной.

Просмотров: 600 | Добавил: shakhibbeker | Рейтинг: 0.0/0